ОСМЫСЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ. Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма «Покая­ние», который шел на экранах несколько лет назад. Я хотя и не все понял в нем до конца, но один момент забыть не могу.

«Эта улица ведет к Храму?», — спрашивает древняя странни­ца у молодой женщины. «Нет, не эта улица ведет к Храму», — отвечает та, Она знает, что говорит. С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания. «Зачем же ули­ца, если она не ведет к Храму?», — недоуменно спрашивает старуха Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нуж­ны только те дороги, который ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: «За­чем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если Она привела не туда?».

У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман «Котлован». Этот образ — символ нашей жизни — оказался потрясающе точным. Его используют сейчас даже министры! Да и разве не закопаны миллиарды денег в землю? Достаточно по­читать в газетах споры о различных каналах. Волга—Чограй в Калмыкии, например, или Волга—Дон-2, который решили за­консервировать, выделив на это еще миллионы рублей…

Этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесят с лишним лет назад революционный народ клялся построить «новый мир», но к сегодняшнему дню, похоже, сумели вмес­то обещанного Храма всеобщего счастья вырыть только Кот­лован, в котором погребено не только достояние и достоин­ство страны, но и человеческие судьбы, Впрочем, реальные храмы сознательно разрушались, Сколько их уничтожено!.. А ведь, как говорит известный журналист Олег Мороз в «Литературной газете», очевидна прямая связь между всеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморальности, преступности, с одной стороны, и утратой ре­лигиозной веры — с другой.

Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами слу­чилось? Почему так плохо мы живем и работаем? Почему крепкая, казалось бы, держава распалась? Эти бесконечные «почему?»… Вот уже много лет политики и экономисты, пи­сатели и публицисты — все, от стариков до детей, думают об этом и о том, что делать. Об этом — произведения Айтматова, Астафьева, Распутина, возвращенные читателю книги Замя­тина, Платонова. Сейчас наши журналы и газеты захлестну­ла волна яркой и острой публицистики. «Некогда писать ро­ман, когда вокруг пожар!» — так определяют свою задачу некоторые писатели. И вот мы уже читаем не только романы и повести, но и статьи В. Распутина, С. Залыгина и многих других. Литература и публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.

Октябрь… Залп «Авроры»… Штурм Зимнего… Эти симво­лы, казалось, были неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вот звучит мысль, что Октябрьская революция — ро­ковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями, борцами за на­родное счастье, — преступники и варвары.

Многотомное произведение Александра Солженицына «Красное колесо» посвящено истокам и вызреванию револю­ции. Я читал только «Октябрь шестнадцатого». Но и этого достаточно. Основная мысль писателя предельно ясна. Россия выходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая куль­тура, прочная мораль, крепкие традиции, Революционеры (не только большевики, но и другие партии) не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами и догматика­ми. Они, частью по невежеству и злобе, частью по склонности к разбою, разрушили все, созданное веками. Ничего, кроме страданий и великих жертв, революция не принесла.

Что ж, время, когда могла существовать только одна точка зрения, ушло. Это раньше было простое «Богатые и бедные — поделить поровну!», «Оппозиция — уничтожить!», «Низкая производительность труда — работать сверхурочно!», «Ина­комыслие — запретить!». Сегодня нужно спорить, уважая сво­их противников. Сегодня нельзя запретить Солженицына — напротив, его приглашают к нам”, некоторые даже видят в нем нового Мессию,

И все же я не могу согласиться с таким взглядом на рево­люцию. Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй, смогут указать на ошибки и чрезмерную жестокость больше­виков. Но пока я не могу и не вижу необходимости отказать­ся от убеждения, что Октябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менее тяжелой) — суровый, кровавый, но все же неизбежный период нашей истории. Здесь много оши­бок и преступлений, но сама революция, зовущая к новой, справедливой жизни, не была ошибкой или преступлением!

Ошибки первого периода Советской власти превратились в ста­линский террор. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге пер­вом» Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова, чтобы сказать: «Нет, это нигде и никогда не должно повториться!».

Годы застоя… Сколько уже упущено лет и возможностей, сколько жизней растрачено зря. Не в эти ли десятилетия наша страна отстала в экономике даже от бывших колоний? Об этом написано много. Очень лаконично и точно о том времени ска­зал Фазиль Искандер в своей поэме «Баллада о свободе»:

Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепаво В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.

Мы припозднились, гоняя дымы, вина, шары, чаи,

Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея свои.

Разобраться в истоках нашей бездуховности мне очень по­могла его же статья в «Огоньке» «Человек идеологизирован­ный». Автор спрашивает, почему же всякое идеологизирован­ное общество столь невероятно жестоко. Ответ прям и бескомпромиссен. Потому что идеологизированный человек отдает идеологии тайну своей жизни, свою истинную ценность, свою нравственную свободу, свою личность. За это в будущем ему обещан вход в земной рай, а в настоящем — пустотелая легкость безответственности. Значит, отсюда мы можем сде­лать вывод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать свою цель и отвечать за свою жизнь.

У нас теперь есть неслыханная в истории нашей страны свобода слова и печати. Но кроме свободы политической нуж­на и экономическая свобода, чего как раз у нас не так много. Только тогда трудолюбивые люди в нашей стране станут неза­висимыми и зажиточными, а значит, возвысится Россия и истина станет «могучей и великой».

Я верю, что наша держава на верном пути. Хотелось бы, чтобы она прошла его с меньшими потерями. Сколько дорог ведет к Храму — одна или несколько — неважно.  Главное чтобы они вели правильно: именно к Храму, а не к Котлова­ну» И еще об одном хочется сказать. Государство будет креп­ким только тогда, когда люди станут его уважать.