ОНЕГИН — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин дал образ той части образованной молодежи 20-х годов XIX века, которая, критичес­ки относясь к светскому обществу, вынуждена была жить в нем. Одиночество, неприспособленность к жизни, неумение приложить свой ум, образование к общественно-полезному труду — вот что характеризует Онегина. Именно за это Белинский назвал Онеги­на «умной ненужностью», «лишним человеком».

Онегин получил типичное для дворянского круга того време­ни воспитание и образование. Учили его «всему шутя», не доку­чали «моралью строгой» и, когда он наконец вступил в самосто­ятельную жизнь, то «по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка». Для светской жиз­ни этого было вполне достаточно, «и свет решил, что он умен и очень мил». Онегин е головой окунается в светскую жизнь, пол­ную развлечений: балы, театры, обеды, ужины, любовные увле­чения. Жизнь текла бесцельно и была «однообразна и пестра».

Тем не менее, для своего круга Онегин был довольно обра­зованным человеком. Он читал Адама Смита, знал античную литературу, сочинения современных ему западных писателей. Пушкин сам отмечает незаурядность своего героя. Онегина отличали от многих «мечтам невольная преданность, непод­ражательная странность и резкий охлажденный ум». Есте­ственно, такого человека не могла долго удовлетворять бес­цельная и пустая жизнь света.

«Свободный, в цвете лучших лет», Онегин разочаровывает­ся в светской жизни и впадает в хандру: «ничего не трогало его, не замечал он никого». Он пытается найти точку приложе­ния своих сил, пытается читать, заниматься сочинительством, но «ничего не вышло из пера его». У него ничего не вышло и не могло выйти, потому что Онегин всей своей предыдущей жиз­нью не подготовлен к труду: «труд упорный ему был тошен».

Онегин уезжает в деревню и становится полным хозяином «заводов, вод, лесов, земель». Он доволен, что «прежний путь переменил на что-нибудь». В деревне он пытается заняться чем-то полезным, ввести что-то новое в жизнь крестьян: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но дела­лось это безо всякой цели, для того, «чтобы только время проводить», и поэтому деятельность героя не приносит ему удовлетворения и остается незаконченной. Соседи-помещи­ки, окружающие Онегина, чужды ему по духу, ограниченны и заняты разговорами о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Жизнь его здесь наполнена той же скукой и сознани­ем своей бесполезности, что и в Петербурге.

Трагически складываются его отношения с Ленским. Пустая ссора с другом приводит к дуэли, В роковое утро перед поединком он явился «мячиком предрассуждений», рабом светской условно­сти. Именно отсюда и начинается ломка в его жизни, поспешное бегство из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезно­сти: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик… Я молод, жизнь во мне крепка, чего мне ждать? Тоска, тоска!..» В такой душевной смуте и раскрывает в конце романа он душу пе­ред Татьяной в письме к ней, Онегин теперь совсем не похож на того столичного денди, который в глуши деревенского сада «по­ставил Татьяне двойку за поведение»! Он стал не только старше, но и богаче духовно, содержательнее, глубже, просто человечнее. В объяснении с Татьяной он говорит: «Желать обнять у вас коле­ни. И, зарыдав у ваших ног, Излить мольбы, признанья, пени, Все, что выразить бы мог…» Этим открытым рыдающим призна­нием определен ответ на вопрос: «Уж не пародия ли он?»

Нет, Онегин не пародия, не случайное модное явление, а живая печальная судьба, обусловленная всем жизненным укладом дво­рянского общества. В конце романа Пушкин подтвердит итог жизни героя: Дожил без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел». И тем более горьким представля­ется смысл всего романа, Герой романа вовсе не «герой», а толь­ко печальный пример, выхваченный поэтом из жизненной гущи.