ОБРАЗЫ ГОРАЦИО И ФОРТИНБРАСА. В своей трагедии «Гамлет» У. Шекспир ярко отразил несов­местимость высоких идеалов и возвышенной мечты с реальной действительностью. В образе самого Гамлета автор воплотил все характерные черты и качества гуманиста эпохи Возрождения. Ему в одинаковой степени присущи и их гениальность, и их ошибки.Однако поэт не ограничивается раскрытием только одной челове­ческой судьбы и одного характера. Герои трагедии, даже второсте­пенные, отличаются особенной жизненной правдивостью и непов­торимой индивидуальностью. У каждого из них своя жизнь, своя история и своя драма. При всем этом они в лучшей степени помо­гают раскрыть детали характера главного героя, а следовательно, и наиболее полно отражают основной замысел поэта.

Из слов Офелии мы узнаем, что раньше Гамлет был

Словами — ученый, воин — мечом,

Надежда и свет нашей державы,

Совершенства зеркало и образец.

Но прежде всего он был человек. И эта характеристика для него самого — высшее признание. Так, на слова Горацио о том, что его отец был «настоящий король», Гамлет возражает:

Он человек был — человек во всем.

И самого Горацио герой считает лучшим другом именно потому, что видит в нем настоящего человека, не тронутого все­общей нравственной порчей, не ставшего «рабом страстей», в котором органично слиты «кровь и разум». Это уравновешен­ный, умеренный и спокойный молодой человек, за что его и хвалит Гамлет:

Ты человек,

Который и в страданиях не страждет

И с равной благодарностью приемлет

Гнев и дары судьбы…

Но Горацио, по словам А. Аникста, «только наблюдатель, жизнь не поставила перед ним никаких задач, требующих напряжения всех душевных сил», как это происходит с Гамлетом.

Между этими двумя героями — наследником престола и про­стым студентом — огромная разница. В действительности отно­шения между ними могли быть лишь отношениями между госпо­дином и слугой. И Горацио смиренно принимает такую позицию:

Конечно, мой принц, ваш покорный слуга.

Но Гамлет возражает:

Какой же ты слуга? Мы с вами друзья.

Так мог сказать далеко не каждый. Большинство ученых-гу- манистов того времени с опаской относились к выходцам из наро­да. Однако герой Шекспира ценит людей не по происхождению, а по душевным качествам. Он обладает широтой ума, острой наблю­дательностью, и вместе с тем простотой и скромностью. Проник­нутый верой в человека, в высокие идеалы, Гамлет желает лишь добра и счастья всем достойным людям. Он абсолютно лишен аристократической гордыни и чванства. Он готов выслушивать слова Горацио, даже спрашивать его мнение, потому что видит в нем равного по духу. И Горацио полностью оправдывает его дове­рие: видя, что Гамлет умирает, он готов уйти из жизни вместе с ним, но его останавливает просьба героя, который отводит своему другу важную роль — поведать людям правду о нем после смер­ти. И, возможно, эта правда научит людей ценить жизнь, лучше понимать оттенки добра и зла.

Из всего королевского окружения умирающий Гамлет видит достойного человека лишь в норвежском принце Фортинбрасе, единственном законном наследнике датского трона. Именно ему он отдает свой голос:

Мой голос умирающий — ему.

Фортинбрас, несомненно, находится намного выше злодея Клав­дия, однако ему еще не дано понять всего того, что понял Гамлет.

Шекспир не говорит о том, решена ли страшная проблема, вол­новавшая принца датского, — искоренилось ли все зло после смер­ти Гамлета. Его смерть оказывается апофеозом: Фортинбрас при­казывает его похоронить как воина и борца:

Пусть Гамлета поднимут на помост,

Как воина, четыре капитана;

Будь призван он, пример бы он явил Высокоцарственный; и в час отхода Пусть музыка и бранные обряды Гремят о нем.

Фортинбрас плохо знает, за что и против чего боролся Гамлет, но сознает, что герой заслужил, чтобы люди сохранили о нем па­мять как о борце, павшем в трудной борьбе.

Отсюда следует вывод, что идеалам принца суждено осуще­ствиться еще не скоро, хотя и Горацио, и Фортинбрас могут про­должить его дело, его борьбу с несправедливым жизнеустройством, попытаться взять на себя ответственность за спасение мира от царящего в нем лицемерия и зла.