Образ «жестокого мира» в драматургии. Н. А. Добролюбов писал о драме: «“Гроза” — без сомненья, самое решительное произведение Остров­ского, взаимные отношения самодурства и безглас­ности доведены в ней до самых трагических послед­ствий».

Среди раздолья русской природы, на крутом бере­гу Волги, раскинулся утопающий в зелени садов го­род Калинов. Казалось бы, и жизнь людей этого горо­да должна быть благополучной и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей бо­ли, мир тюремного гробового безмолвия». Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Ост­ровский критически изображает быт и нравы купече­ства. Всех жителей города он делит на бедных и бога­тых, угнетателей и угнетенных.

Олицетворением жестокости, невежества, самодур­ства являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова — бо­гатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжив­шие себя домостроевские порядки и обычаи, осно­ванные на предрассудках.

Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не «воет» на лю­дях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе», счита­ет, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Кабаниха — выразитель идей и принципов «тем­ного царства». Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье — бесчеловеч­ный деспот и тиран, но оделяет нищих. Скрывая дес­потизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоре­чить ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией купчиха довела Катерину до гибели.

Дикой уважает Кабаниху за ее умение наживать капитал. Это темный, невежественный самодур. Речь Дикого груба и резка. Он ничего не хочет знать о на­уке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приво­дит его в бешенство, ведь для Дикого гроза — божье предзнаменованье. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Са­мая главная черта характера Дикого — жадность. Смысл жизни Дикого — приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими сред­ствами. Имея деньги, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

Добролюбов считал: в «темном царстве» изобра­жено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России.

Протест, выраженный в «Грозе», он распростра­нил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и рус­ская сила вызваны художником в “Грозе” на реши­тельное дело».

«Гроза» — не единственная пьеса А. Н. Островско­го, которая обличает жестокие нравы купечества. К таким произведениям относятся и «Бесприданни­ца», и «Бешеные деньги», и «Доходное место».