Образ Татьяны Лариной. Исполнилось 200 лет со дня рождения гения русской литературы, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и к его замечательному роману в стихах “Евгений Онегин”, где представлена молодежь 20-х годов XIX века.
Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу, и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.
Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным, творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, “милую простоту”. На многих страницах невольно признается: “…я так люблю Татьяну милую мою!..”, “Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…”
Часто говорят о “тургеневских девушках”. Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что “пушкинские девушки” не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из “Дубровского”, Марья Гавриловна из “Метели”. Но самая привлекательная и “знаменитая” из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже “прелестный уголок”, какие попадаются в средней полосе России. Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну “русскою душой”.
Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же “верила преданьям простонародной старины, й снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”. Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже “в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.
Но куклы, даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться?
По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице признаваться в любви всегда считалось неприличный, Татьяну трудно осуждать за это.
Поэт спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте?
Мы не можем не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь “…волненье света ненавидит; ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой”. И любовь к Евгению Татьяна по-прежнему хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его “милому идеалу”.
Она была нетороплива,
Нё холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
Пушкин — “истинный гений” в науке “страсти нежной” — хорошо знал женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Мария Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:
Но я другому отдана,
И буду век ему верна.
Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других “пушкинских девушек” милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность.
Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни.
Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова “Обломов”, тургеневские героини: Наталья из “Рудина”, Елена из “Накануне”, жены декабристов, воспетые Некрасовым.
Я считаю, что “Татьяны милый идеал” и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня любят нежный образ Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков.