Образ мрачного Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Для раскрытия данной темы, не случайны эти два эпиграфа. Никто не будет спорить с тем, что Петербург занимает особое место и в истории нашей страны, и в русской культуре в целом.

Это и северная столица, и культурная столица России, и форпост, связавший Россию с Европой, символ, позволяющий говорить о России как стране европейской. Значение Петербурга в русской литературе вообще сложно описать. Для многих прозаиков и поэтов Петербург — чаша вдохновения, дающая прилив творческих сил и успокоение от жизненных невзгод. Многие пишут о нем как о чем-то родном, живом, имеющем свою душу и свой характер, своенравный, гордый и неподдающийся рациональному объяснению.

«Город дворцов и палат», «город трущоб», «город белых ночей», «город дождей» — множество эпитетов и сравнений было найдено для описания его духа и сути.

Это действительно очень сложный и противоречивый город. Он либо сразу забирает человека в плен, либо отвращает навсегда. Такие крайние ощущения людей, впервые попадающих туда, в какой-то степени отражают крайности, в действительности присущие Петербургу.

Наряду с красотой, величием и глубиной сырость, холодность, излишняя прямолинейность и равнодушие. Одновременно в Петербурге есть что-то отталкивающее и притягательное одновременно. В разных произведениях русских писателей он предстает в разных ипостасях. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Белый, А. А. Блок, А. А. хматова, О. Э. Мандельштам и другие — по-разному воспринимают и ощущают этот город: от любви и полного растворения в нем до резкого неприятия. Особенно последовательны в неприятии Петербурга Толстой и Достоевский.

Но если у Толстого негативные эмоции преобладают на уровне ощущений героев (например, в глубине петербургских салонов «душно» Андрею Болконскому, негативно город влияет и на Пьера Безухова, самого философствующего героя романа, он начинает пить, кутить, ведет праздный образ жизни, женится на пустой и корыстной красавице Элен), то у Достоевского они более натуралистичны. Огромное символическое значение играют цвета и запахи, с которыми этот город ассоциируется. Эти приемы действительно дают возможность Достоевскому представить этот город мрачным, нездоровая атмосфера которого также отрицательно влияет на всех, кто там живет, а особенно, «униженных и оскорбленных». Великий гуманист Достоевский считал, что каждый человек, независимо от социального положения и толщины кошелька имеет право на сострадание и сочувствие. Вот именно этого бедные люди Петербурга были лишены. Равнодушие, черствость и жестокость. По Достоевскому получается, что не люди, населяющие город, делают его таким, а именно сам город влияет на людей, делая их такими.

«Редко, где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — эту оценку города писатель вкладывает в уста не самого положительного своего героя, но одного из самых проницательных знатоков человеческих душ — Свидригайлова. И эти слова в полной мере Достоевский мог бы произнести сам. Он развивает эту мысль, описывая закономерную связь между поступками своего героя Родиона Раскольникова и петербургским влиянием: «…на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. Не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Тесные, душные каморки, узкие, без простора улочки, в которых ютится беднота наряду с просторными и величественными бульварами, убогие комнаты, где приходится не жить, а существовать — все это место, где развертываются человеческие драмы и трагедии. Усугубляется эта картина чувством духовного одиночества человека, казалось бы, среди множества людей. Огромный равнодушный город «раздавит» любого, кто не подчиняется правилам игры, установленным им. Люди не доверяют друг другу, подозревают в самых неблаговидных целях и намерениях, а при виде чужого несчастья ими владеют не сочувствие и стремление помочь, а злорадство и любопытство. Вспомним картину, когда чересчур подвыпивший Мармеладов рассказывает историю своей жизни в кабаке под хохот и насмешки окружающих, или сцену, когда сошедшая с ума Екатерина Ивановна выходит на паперть со своими малолетними детьми. Еще один момент, когда пытаются оболгать Сонечку Мармеладову, обвинив ее в краже денег. Страшные и жуткие ощущения охватывают читателя. Именно город, по мнению автора, толкает человека на преступления, на безумства, на самые неправдоподобные и чудовищные интеллектуальные измышления.

Один из ярких художественных приемов, которые использует Достоевский, серый и желтый цвета, которые окружают героев. Это символ нищеты, убожества, болезни, слабого духа. У убитой Раскольниковым старухи-процентщицы желтые обои и мебель, Сонечка «пошла по желтому билету», а у ее отца — «желтое от пьянства лицо», такое же лицо у пьяницы-самоубийцы, желтая каморка Раскольникова, такого же цвета мебель в служебном кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем у Лужина, а дома, которые попадаются на пути читателя, того же серо-желтого цвета. На всем печать ненормальности, болезненности, безысходности.

Как противовес всеобщей желтизне, как символ призрачной надежды в романе появляется и зеленый. Это цвет фамильного платка Екатерины Ивановны, который после появляется и на Соне. Искупительная жертва — страдания, через которые должны пройти герои, чтобы обрести надежду на будущее возрождение.

Другая сторона изображения Петербурга. Приводимые во втором эпиграфе слова об отвращении Европы по отношению к России имеют прямое отношение к Петербургу. Петербург задумывался Петром I как европейский город, как мост между Европой и остальной Россией, по которому в страну будут идти новые веяния, новые технологии. Но, скопировав внешний облик и архитектурную четкость, город остался искусственным, внутренне чуждым народному духу и традициям. Такое восприятие города свойственно многим произведениям Ф. М. Достоевского, большого гуманиста и гениального знатока человеческих душ, дошедшего до самых темных их глубин. Петербург у писателя предстает не просто как фон, где разворачиваются события в романе. Город у Достоевского — отдельный персонаж со своим характером, своими присущими признаками и своей судьбой. Именно он негативно влияет на героев, требует новых жертв среди тех, кто не вписывается в его рамки. Такое изображение Петербурга свойственно произведениям Достоевского.

Мне бы хотелось не согласиться с автором в одном. Действительно, история создания Петербурга всегда будет сопровождать впечатления и мнения о городе. И то, что он, по преданиям, построен на человеческих костях, и тайна происхождения и непредсказуемого характера Невы, на которой он стоит, и то, что город часто выглядит мрачным, чему способствует дождливая и туманная погода —все это действительно откладывает отпечаток на его восприятие. Но все-таки именно этот город воспитал для страны и мира столько талантов, гениев и неординарных людей, именно он дает людям вдохновение и заряжает особой энергетикой.  Мне кажется несправедливым обвинять во всем негативном Петербург. Ведь атмосферу в городе создают населяющие его люди, а люди и тогда, и сейчас бывают совершенно разные, независимо от что того, Петербург это, Москва или любой другой российский город. |

Тем не менее Петербург Достоевского занял свою особую прочную нишу в русской литературе.