1Тихон Кабанов и Борис, племянник Дикого.

2 Иван Кудряш.

3Катерина и Варвара.

Образ молодого поколения в драме А. Н. Островского «Гроза». В драме А. Н. Островского «Гроза» действие разворачивается на фоне напряженных взаимоотношений между представителями старшего и младшего поколений. Тиранический гнет Кабанихи и Дикого на близких не ослабевает при виде внешних проявлений покорности. Как же ведут себя представители молодого поколения, оказавшиеся в сходных условиях?

Тихон Иваныч Кабанов — богатый купец. Он получил хорошее наследство от покойного отца, женился. Казалось бы, этот человек вполне может самостоятельно распоряжаться в своем доме. Но не тут-то было! На деле всем заправляет его мать, а Тихон с обреченным видом выслушивает ее приказания: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Все сколько-нибудь значимые поступки Тихон совершает по указанию матери: она отдает ему распоряжения относительно предстоящей сыну поездки, по ее желанию Тихон женился.

Сам Тихон ощущает себя глубоко несчастным человеком, не способным ничем угодить матери, чтобы она перестала, хоть ненадолго, бранить и поучать его. Вот женился он, чтобы исполнить волю матери, а мать теперь упрекает сына: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Однако Тихон и не помышляет о том, чтобы выразить свое негодование по поводу материнской тирании: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. 1йе уж мне своей волей жить!» Традиции купеческого быта и собственная бесхарактерность указывают Тихону другой путь: чтобы отвлечься от постылых проблем, он то и дело прикладывается к выпивке. Предстоящая поездка является для Тихона долгожданным и желанным событием: «…Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» В этой фразе наглядно проявляется инфантильный эгоизм Тихона — его не заботят переживания Катерины. Он не умеет и не старается защитить жену от нападок своей матери, наоборот, упрекает ее, что это из-за нее ему достается еще больше. Однако по ходу пьесы становится ясно, что Тихон, несмотря на все свои недостатки, искренне любит свою жену. Он охотно готов простить ей ее грех. Когда Катерина признается в своем проступке, Тихон пытается ее остановить: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Не столько гнев, сколько сострадание вызывает у Тихона грех жены. Однако Тихон по-прежнему не в силах противостоять давлению матери. Он бы и рад простить Катерину, все забыть и начать новую жизнь, но разве мать позволит ему забыть? «…Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее…». Но главная беда заключается в том, что наиболее сильная любовь к жене проявляется у Тихона не в повседневной жизни, когда Катерина нуждалась в защите и опоре, а в роковые мгновения, когда уже ничего нельзя изменить. И даже в отчаянии Тихон не в состоянии пойти наперекор воле матери, запретившей ему идти вытаскивать жену из реки. Лишь увидев мертвую Катерину, Тихон в исступлении твердит: «Маменька, вы ее погубили!»

Мы видим, что бесхарактерность Тихона оборачивается трагедией и для него самого, и для его жены, и, собственно говоря, для матери. Что пользы в его послушании, если все идет прахом, и все больше Тихон привыкает заливать горе вином?

Борис Григорьевич, возлюбленный Катерины, находится в положении, которое ничуть не завиднее положения ее мужа. Как и Тихон, Борис прекрасно сознает это: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Как и Тихону, Борису не хватает решимости, чтобы попытаться изменить свою жизнь, хотя последнему это все-таки проще. Понятно, что Тихону трудно спорить с родной матерью, которая его воспитала и которая, несмотря на свое властолюбие, искренне полагает, что печется о благе своих детей. Борис живет у дяди, надеясь когда-нибудь получить долю наследства, завещанного бабушкой, однако и при поверхностном рассмотрении становится ясно,

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку… Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких. Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих.

Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины. Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг.

Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе. Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной.

Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее. Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше. А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные «пугают» себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Вокруг Катерины говорят о том, что гроза предвещает несчастье — чью-то смерть или пожар. Женщина в панике, она думает, что небеса вознамерились наказать ее за совершенный грех. И гроза убьет только ее. Под влиянием таких мыслей Катерина признается в том, что изменила мужу. На фоне грозы ее признание приобретает особое значение. В природе разразилась гроза; и такой же «грозой» в социальном смысле стала измена робкой, покорной жены. Природа во время грозы становится непривычной, страшной. Это как нельзя лучше соответствует настроению Катерины. Она думает о том, что ей нет прощения, доходит до помешательства. Гроза в данном случае как бы олицетворяет страдания Катерины, которые привели ее к самоубийству. Жизнь становится ей не мила. Катерина уже ни о чем не думает. Идет дождь, как будто прекрасный мир вокруг льет свои слезы, сочувствуя несчастной женщине. От людей Катерина не видит жалости. Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы.

Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто. Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором «темному царству», где не посчастливилось жить главной героини. «Паршивый городишка», как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте. Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей. Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.