Образ Марии Болконской. Одной из наиболее привлекательных, описанных с теплым чувством героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является Марья — сестра Андрея Болконского. Княжна получила отличное образова­ние, но единственным развлечением в ее однообраз­ной жизни были занятия математикой. Ее воспита­нием занимался только отец — неглупый, но нелюди­мый и деспотичный человек. Сестра Андрея Бол­конского сильно отличалась от своих сверстниц. Она была умна, хорошо воспитанна, но совершенно некрасива. Однако автор постоянно подчеркивает ее внутреннюю духовную красоту, которая отражалась в ее больших лучистых светлых глазах.

Толстой часто использует выражение «лучистые глаза», описывая Марью. Внешне непривлекатель­ная, она с первых минут общения изумляет собесед­ника благородством и красотой духовного мира. Взгляд у княжны Марьи «любовный, теплый и крот­кий ».

Самым близким человеком для Марьи был ее брат, князь Андрей, хотя в семье Болконских не принято проявлять чувства. Несмотря на строгость отца, княж­на очень любит его. Она отрицает любое сочувствие своего брата по поводу ее жизни. Марья считает себя самым счастливым человеком и хочет, чтобы Андрей был так же счастлив, как она.

Богатая княжна была очень завидной невестой в обществе. Поэтому князь Василий Курагин пытается женить своего беспутного сына Анатоля на умнице Марье. Оказалось, что в душе этой девушки живет не только безграничная любовь к Богу, но и мечты о земной любви, муже и детях.

Добрая и мечтательная княжна надеялась на то, что она полюбит Анатоля, и в мечтах начала рисо­вать их совместное будущее. Но князь Василий сразу увидел, кто приглянулся его сыну. Это была молодая и красивая служанка — мадемуазель Бурьен. Вскоре об этом узнала и Марья. В саду она увидела, как Ана- толь обнимает ее компаньону. Она не была обижена этим, сказав, что хочет, чтобы Анатоль женился на «бедной Аmeliе».

Война 1812 г. стремительно ворвалась в Лысые Горы. После внезапной смерти отца Мария остается одна в ожидании прихода неприятеля. В критичес­кой ситуации невольным спасителем княжны стано­вится граф Николай Ростов, приехавший в имение за сеном для лошадей. Он помогает княжне, и довольно скоро между ними возникают особенные отношения. На Николая производят сильное впечатление боль­шие глаза Марьи, которые в минуты душевного на­пряжения озаряются прекрасным светом, преобра­жая весь облик девушки.

В эпилоге рассказывается, что княжна Марья и Ни­колай Ростов поженились. Дом в Лысых Горах от­строили заново, и Николай Ильич прекрасно ведет хозяйство. Он очень любит свою жену и восхищается ее богатым внутренним миром. Графиня Марья тоже занимается хозяйством, а также воспитывает детей и ведет дневник, в котором записывает свои мысли.

Марья далеко не всегда согласна с мужем. Она пы­тается объяснить ему, что нужно заниматься не толь­ко материальным обогащением, но и обогащать свой духовный мир. Марья видит, что Николай не всегда понимает эту истину, но ее любовь усиливается все больше, даже когда она осознает, что они с супругом совершенно разные.

На примере этой героини Толстой показывает нам, насколько важнее и ценнее физической привлека­тельности красота душевная. Человек, обладающий истинно прекрасной душой, всегда будет достоин люб­ви и преклонения, в то время как внешняя красота с годами неизменно блекнет и исчезает.