«О Русь, взмахни крылами!.. ». Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве ка­жется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся позт- лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «се­ребряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910-1913)- явление достаточ­но сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, создан­ных в этот период («Береза». «Ночь», «Звезды», «Весенний сад»), свиде­тельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.

Безусловно, главная тема поэзии Есенина — тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство ро­дины — основное в моем творчестве», — писал поэт.

Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. Родина — это прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затеряв­шаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, про­питанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли…».

Родина — это нищая, многострадальная Россия, заброшенный край, «пустырь».

Родина — это и смиренная крестьянская страна, где «мирные паха­ри» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез».

Родина — это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодат­ный райский дух, где «хаты — в ризах образа», «по церквям твой крот­кий спас», где березы — «большие свечки», ели — «монашки», а ветер — «схимник». Лирический герой — богомолец, пастух («Я пастух, мои па­латы…») или «странник убогий», славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России.,В стихотворении 1914 года «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин утверждает:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но и спустя десять лет в «Руси советской» он стоит на своем:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится заразить читателя своим ощущением полноты и кра­сот жизни. Кровная связь с землей, породившей поэта, явилась тем глав­ным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию рус­скую природу со всеми ее далями и красками — «изумительными в сво­ей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

.Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое — брызжет и перели­вается в стихах поэта. Ключевые образы — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Но отчего тогда в самых его радостных стихах где-то глубоко таится боль? Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некра­сова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией — тайной», «светлой женой»- другая- «гугнивая матуш­ка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Несмотря на то, что за бросающейся в глаза красочностью и много- звучностыо в поэзии Есенина всегда ощущается что-то печальное, все же через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: « Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую» и «… не любить тебя, не ве­рить — я научиться не могу».

Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее неповторимость жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.