О романе. Первый роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» был напечатан на страницах журнала «Современник» в мар­ковских и апрельских номерах за 1847 год. В центре романа  столкновение двух характеров, двух философий жизни, выпе­стованных на почве двух общественных укладов: патриархаль­ного, деревенского (Александр Адуев) и буржуазно-делового, столичного (его дядюшка Петр Адуев).

Александр Адуев — юноша, только что закончивший уни­верситет, исполненный возвышенных надежд на вечную лю­бовь, на поэтические успехи, на славу выдающегося обществен­ного деятеля. Эти надежды зовут его из патриархальной усадьбы Грачи в Петербург. Покидая деревню, он клянется в вечной верности соседской девушке Софье, обещает дружбу до гробовой доски университетскому приятелю Поспелову.

Романтизм Александра питает многое. Во-первых, дале­кая от жизни университетская наука. Во-вторых, юность, с ее широкими, зовущими вдаль горизонтами, с ее душевным нетерпением и максимализмом. Наконец, эта мечтательность связана с русской провинцией, со старорусским патриархаль­ным укладом жизни. В Александре многое идет от наивной доверчивости, свойственной провинциалу. Он готов видеть в каждом встречном друга, он привык видеть глаза людей, из­лучающие человеческое тепло и участие. Эти мечты наивного нровинциала подвергаются суровому испытанию столичной, нетербургской жизнью.

«Он вышел на улицу — суматоха, все бегут куда-то, заня­тые только собой, едва взглядывая на прохожих, и то разве для того, чтоб не натолкнуться друг на друга. Он вспомнил тфо свой губернский город, где каждая встреча с кем бы то ни было, почему-нибудь интересна… С кем ни встретишься — поклон да пару слов, а с кем не кланяешься, так знаешь, кто он, куда и зачем идет».

Провинциал верит в добрые родственные чувства. Он наде­ется, что и столичные родственники встретят его с распро­стертыми объятиями, как принято в деревенском усадебном быту. Но и тут молодого романтика-провинциала ждет урок! «Куда! на него едва глядят, морщатся, извиняются занятия­ми; если есть дело, то назначают такой час, когда не обедают м не ужинают…»

Именно так встречает восторженного Александра петербург­ский дядюшка Петр Адуев. На первой взгляд, он выгодно от­личается от племянника отсутствием неумеренной восторжен­ности, умением трезво и деловито смотреть на вещи. Но постепенно читатель начинает замечать в этой трезвости су­хость и расчетливость, деловой эгоизм бескрылого человека. С каким-то неприятным, демоническим удовольствием Петр Адуев «отрезвляет» молодого человека. Он безжалостен к юной душе с ее прекрасными порывами. Стихи Александра он упот­ребляет на оклейку перегородки, подаренный любимой Софьей талисман с локоном ее волос — «вещественный знак невеще­ственных отношений» — ловко швыряет в форточку, вместо стихов предлагает перевод агрономических статей о навозе, вместо серьезной государственной деятельности определяет племянника чиновником, занятым перепиской деловых бумаг. Под влиянием дядюшки разрушаются романтические иллюзии Александра. Гибнут надежды на вечную любовь. Увядают иде­алы вечной дружбы. Разбиваются вдребезги мечты о славе по­эта и государственного деятеля. В разочарованиях героя в не- меньшей степени повинен трезвый, бездушный практицизм столичной жизни, с которой сталкивается юноша.

Через 10—12 лет мы видим Александра в роли преуспева­ющего дельца. Он добросовестно служит и стоит на пути к «карьере и фортуне». С ним происходит «обыкновенная исто­рия» — история превращения романтика в дельца.

И совершенно невольно Гончаров, доказывающий нам пре­имущества трезвого разума и расчета, криком кричит о том, что любовь к людям выше всякого бездушного дела.

К сожалению, автор не видел в свое время выхода из этой драматической коллизии: возможности сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью.

Так как же жить — чувством или разумом и расчетом? Этот вопрос волнует и сегодняшнее молодое поколение. И хотя старый роман Гончарова «Обыкновенная история» не дает прямого отве­та, но заставляет задуматься над ним. А это не так уж и мало.