О  МОДЕ . Мода и убеждения — весьма не простые понятия. Мода — это не просто господство в определенной среде в то или иное время каких-то правил и вкусов. Главное в том, что эти пра­вила и вкусы проявляются во внешних формах, не затрагива­ющих глубинных процессов жизни. Вот почему мода доволь­но быстро проходит. Мода не всегда безобидна, часто она идет вразрез с моральными принципами общества. Так уже не од­нажды случалось в истории нашей страны.

В десятые-двадцатые годы XIX века, — когда складыва­лись декабристские идеи и убеждения, стали возникать тай­ные общества, и в среде дворянской молодежи появилась мода на «секретнейшие союзы», члены которых не имели никаких политических убеждений. И потому грибоедовский Чацкий, человек стойких убеждений, которые вели его, как считал Герцен, «прямой дорогой на каторжные работы», резко броса­ет Репетклову; «Шумите вы, и только?» Да, за убеждения люди шли на тяжкие испытания и даже смерть. Убеждения приводили к самоотверженным поступкам таких героев, как Инсаров, Рахметов, Базаров.

На фоне дворянской среды, изображенной в романе «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рель­ефность. Тургеневский герой убежден в необходимости коренной ломки существующего строя. «В теперешнее вре­мя полезнее всего отрицание», — говорит он и следует это­му убеждению до конца. Всеразрушающую, проникнутую максималистским пафосом, устремленную за все и всякие пределы силу отрицания тургеневского героя нельзя себе представить отдельно от его внутренней свободы, от его неспособности как-то ограничивать, утешать или обманы­вать себя. Полюбив Одинцову, но, поняв, что между ними пропасть, Базаров оставляет ее, хотя чувство любзи сохра­нит до самой смерти. Верность своим убеждениям учено- го-атеиста он проявит и перед смертью.

В любви, в дружбе, в жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся про­сто модой. Насколько естественен Базаров со своей беспощад­ной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситни­ков с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взгля­дов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать «нигилистом». Кукшину Тургенев изображает резко ка­рикатурно, показав на ее примере уродливые формы женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове, нет никаких собственных убеждений.

Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобыт­ность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагиче­ское одиночество.

Базаров не оставил последователей, не выполнил громад­ной, поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он не был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи, и сама их смерть имеют историческое значение.

Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши тра­гические неурядицы последних лет происходят потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, является модой то, что стало выстраданными убеждениями для других.