О ДРЯНИ. «Жизнь прекрасна и удивительна!» —таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но подмечая в жизни страны ростки нового и прекрасного, поэт не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг».

Поэтому такое большое значение поэт придавал сатире. По мнению Владимира Маяковского, сатира должна носить воинствующий, наступательный характер.
В первые годы революции Маяковский работает в РОСТА, бичуя и высмеивая врагов советской власти. И после гражданской войны у поэта не сократилось число объектов сатирического изображения.
«И вот из-за плеча РСФСР,— скажет Маяковский,— выглянуло мурло мещанина». И предупреждает: «Страшнее Врангеля обывательский быт». Черты «завшивевших в мещанстве» претерпели не слишком много изменений после революции, хотя теперь обыватель называет свою жену «товарищ Надя». Суть одна: и до революции, и после нее меща¬не были и остаются врагом всякого прогрессе, всякой новой жизни. С гневом клеймит поэт-сатирик шкурные, обывательские интересы:
Жена,
да квартира, да счет текущий —
Вот это — отечество, райские кущи.
Особенно досталось от Маяковского бюрократам — людям, дорвавшимся до власти, но не имеющим культуры управления и стремящихся похоронить каждое живое дело в груде бумаг, в пустых словопрениях. Известным на всю страну стало стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором Маяковский изобразил, до чего может довести человека внешняя форма власти. А вот что сказал поэт в стихотворении «Мразь» о взяточничестве:
Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь —
Из грязного быта и вшивого — давайте
не взятки брать, а взяточника брать за шиворот!
Как емко, точно, четко заклеймил Маяковский в стихотворении «Душа общества» пьянство:
И преступления всех систем,
и хрип хулигана,
и пятна быта
сегодня
измеришь
не только тем —
сколько
пива
и водки напито.
Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: хулиган, сплетник, ханжа, развратник,, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «советский вельможа», головотяп и т. д.
Мне кажется, Маяковский — один из самых талантливых сатириков XX века. Он создал классические образцы сатиры, отрицающей, изобличающей, но и созидающей. Кто знает, будет ли еще один такой же художник слова, как Маяковский? Но мне доподлинно известно, что его сатирические образы еще долго будут изобличать все то, что ненавидел «горлан-главарь».