О ЧЕМ СПОРИЛИ  БАЗАРОВ. Одна из важнейших черт Тургенева — желание разобрать­ся во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразив­шим целый этап в историческом развитии России второй по­ловины XIX века явился роман «Отцы и дети». Название произведения .наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречие между поколе­ниями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя больше волнует другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыс­лями уходящего в прошлое поколения и представители но­вых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные но­вым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночин­ца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов, На противопоставлении представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина П. П. Кирсанова — построен сюжет романа, Кроме этой ос­новной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономи­ческим развитием России в шестидесятые годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами, как надо относиться к народу, к труду, на­уке, искусству, какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора База­рова и П. П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Кирса­нова, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» (конституционная монархия), путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс).

По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, от­рицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за та, что те «никого не уважают», живут без принципов, считает их не­нужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной че­ловека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Мос­ква сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общеприня­тую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является народна польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ?

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежественен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление имен­но народного духа.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к ис­кусству и природе. Павел Петрович благословляет и прослав­ляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически («При­рода не храм, а мастерская, и человек в ней работник».)

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому явля­ется их дуэль.

На чьей стороне автор?

Тургенев, будучи либералом по убеждениям, чувствовал превосходство Базарова. Более того, он утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового клас­са» . Полностью не согласен был автор со своим героем только в вопросе об искусстве и природе. И все же его герой в конце романа умирает. Почему? Может, еще не пришло его время («…Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?») А может быть, автор посчитал задачу Базарова в «дворянском гнезде» Кирсановых выполненной? Показать же героя в сре­де, близкой ему, среди единомышленников, не мог — он про­сто был далек от нее.

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В. Г. Белинскому — человеку сороковых го­дов, у которого было такое же «страстное, грешное, бунтую­щее сердце», как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они под­няты, — огромная заслуга писателя.

Споры Кирсанова с Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат ха­рактеристикой каждого героя, они показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, отжившими, веч­ное движение общества к прогрессу.