НЕУЛОВИМАЯ ПАРТИЯ ЧИЧИКОВА В СИМФОНИИ. Павел Иванович Чичиков по своему социальному происхож­дению отличается от круга помещиков, представленных в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Это человек с трудным характе­ром, человек новой, буржуазной формации, приобретатель-хищник, скупающий мертвые души.

Гоголь создает очень расплывчатый образ человека ничем не примечательной внешности: встретишь такого на улице и не за­помнишь — во всем умеренность и середина, безличность, совер­шенно исключающая настоящие человеческие страсти, движение души и оставляющая простор для служения «копейке»: «не кра­савец, но и не дурной.наружности», «ни слишком толст, ни слиш­ком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод», «человек средних лет», «чин не слишком боль­шой и не слишком малый».

Гоголь отмечает «темное и скромное происхождение» Чичи­кова. Его отец из захудалых дворян. Тусклое, грустное детство протекало в «маленькой горенке с маленькими окнами», которые не открывались ни зимой, ни летом. Суровый отец обучал его гра­моте. Судьба наделила Чичикова неслыханной энергией и упор­ством. Когда он пустился в самостоятельное плавание по ясизни, его натура развернулась во всю ширь.

Находясь на службе в казенной палате, он жестоко обманул старого повытчика — переступил через трудный нравственный порог и убедился в том, что успех в жизни может быть достигнут тем быстрее, чем свободнее человек от сковывающих его принци­пов морали, чести, порядочности. Чичиков окончательно убедился в том, что эти принципы мешают и вредят тем, кто твердо решил отвоевать место под солнцем. После того как новый начальник его невзлюбил, пришлось герою начинать жизнь снова: сколько было затрачено энергии и сил, и все впустую!

После катастрофы в комиссии Чичиков решился «снова на­чать карьеру». Переехал в новый город, сменил несколько долж­ностей, которые показались ему какими-то грязными и низменны­ми. «Громада бедствий», постоянно обрушивающаяся на Чичико­ва, должна была усмирить и остудить его пыл, но не такой был нрав у Павла Ивановича. Каждое новое испытание было страШнее предшествующего, но его сердце закалялось, воля твердела, и он не мог заставить себя отказаться от новых попыток испытать суДЬ^У Приобретательство — символ времени, и образ Чичикова нес в себе заряд огромной обличительной силы.

Отчаявшись сделать служебную карьеру, Чичиков решил ко­ренным образом изменить свою жизнь: стать помещиком. В эпо­пее с «мертвыми душами» наиболее ярко раскрывается дьяволь­ская энергия, изобретательность и характер этого дельца. О слу­жебной карьере Чичиков никогда не мечтал, служба его привлека­ла только как средство обогащения. Восхищение его вызывали не люди, обладающие высоким чином, а люди, обладающие капита­лом. Впервые в русской литературе была показана психология и философия денежного человека, «миллионщика».

Это был новый тип человека в России, вызывавший огромней­ший интерес и любопытство. Настоящим хозяином жизни стано­вится капитал: он бесцеремонно вторгается в светские гостиные и все .больше оттесняет в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию.

Чичиков в совершенстве постиг «великую науку нравиться». На всех чиновников губернского города он произвел неотразимое впечатление, причем каждый в нем открывал свое. Губернатору он показался благонамеренным человеком, прокурору — дельным, жандармскому полковнику — ученым, председателю палаты — почтенным, полицмейстеру — любезным. Чичиков обладает таки­ми чертами характера, которых нет в людях поместной России, — энергией, волей. Чичиковы противопоставлены маниловым и Плюшкиным. С гениальной художественной прозорливостью Го­голь показал не только разложение феодально-крепостнического строя, но и ту страшную угрозу, которую нес народу мир Чичико­вых, — мир капиталистического хищничества. Силу, которая при­несет спасение России, Гоголь не видел и свои тревожные разду­мья воплотил в поэтическом образе «птицы-тройки», которая не­сется неизвестно куда: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа!»

В «Мертвых душах» Гоголь отразил тревогу передовых сил русского общества за исторические судьбы своей страны и народа. Образ Чичикова — огромное открытие в русской литературе. Сила чичиковых в том, что их много, что чичиковщина проникла в души широких кругов и что еще шире круг людей, испытывающих «не­жное расположение к подлости» при виде «миллионщика». Сила чичиковых угрожает сменить мир мертвой пошлости миром воз­растающей пошлости. Мертвые души пошлого мира — растратчи­ки человеческого достоинства. Чичиков растет как «приобрета­тель, хозяин», растет безнаказанно, при явном одобрении его «при­обретений» и при тайной зависти к его силе.

Гоголь видит, что чичиковщина широко проникает в общество и несет с собой полное истребление человечности в самом широ­ком и глубоком смысле этого слова. Мир чичиковщины состав­ляет самый низкий, самый пошлый круг Руси и заслуживает само­го беспощадного сатирического отношения. Чернышевский назы­вал Гоголя «величайшим из русских писателей» и считал необхо­димым «приписать исключительно Гоголю заслугу прочного вве­дения в русскую изящную литературу сатирического или, как спра­ведливее будет назвать его, критического направления».