НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БУНИНЕ-ПОЭТЕ. Творчество И, А. Бунина было высоко оценено современ­никами и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик.И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современ­ной русской поэзии», — как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».

Стихи первых поэтических книг Бунина — о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля — типично художническое восприятие мира, природы, человека.

Родина

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей —

Усталой робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья.

Последний грошик берегла.

На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А К. Толстого, Я. Полонского, но прежде всего.,. А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философс­кой лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия — утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить не­кие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни — в признании времен­ного, земного бытия лишь частью вечной космической исто­рии, в которой растворена жизнь человека и человечества.

Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Бунину — прозаику и поэту — было присуще чувство глу­бочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «под­вижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна.

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно — и какая тишина!

Особый период в творчестве Бунина — годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказав­шегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,..

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.