Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.

А. П Чехов

«НЕДОТЕПЫ» В ПЬЕСЕ А.ЧЕХОВА. Художественный мир Чехова бесконечно сложен, много­гранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий тра­гизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…

Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни к, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключа­ется одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс,

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание- « „.Когда папаша и мама­ша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…».

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозви­ще — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудов­летворенность конторщика жизнью; «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хо­чется, жить мне или застрелиться».

К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Пе­ред нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоин­ство. духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финач пьесы ,.

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле это­го слова. Они давно утратили ощущение реальности и наде­ются на маловероятную помощь богатой ярославской тетуш­ки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в из­мельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет се­милетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, гго ее же собственному признанию, не может бороться со сво­ими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута лю­бимым. В излишней сконцентрированности героини на соб­ственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти ста­рой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву дос­тать заветную коробочку леденцов.

Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросают­ся в глаза. 27—летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали не­красивый, Петя, как постарели!»— замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.

К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отне­сен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина заключает­ся трагическая противоречивость его образа. В своих отноше­ниях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.

Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недо­тепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим сло­вом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведе­нии с состраданием к несчастным, страдающим людям, кото­рые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…