«НЕДОТЕПЫ». Художественный мир Чехова бесконечно сложен, много­гранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю откры­то было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономер­но, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства».

Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «не­дотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребля­ется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу… Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заклю­чается одно из проявлений того самого «недотепства», кото­рое так тонко почувствовал старик Фирс.

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «…Когда папаша и мама­ша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и ста­ла меня учить… А откуда я и кто я — не знаю..!».

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое про­звище — -«двадцать два несчастья». И действительно, лю­бовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой че­ловек, но никак не могу понять направления, чего мне, собс­твенно, хочется, жить мне или застрелиться».

К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Пе­ред нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинс­тво, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страш­нее и безысходнее финал пьесы…

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле это­го слова. Они давно утратили ощущение реальности и наде­ются на маловероятную помощь богатой ярославской тетуш­ки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в из­мельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет се­милетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреев­на, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обма­нута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою оче­редь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…

Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так броса­ются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы ста­ли некрасивый, Петя, как постарели!»- замечает Варя. Тро­фимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»,— точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.

К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, ког­да говорит о его «нежной душе», В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его обра­за. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.

Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «не­дотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведе­нии с состраданием к несчастным, страдающим людям, ко­торые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…