1. Пушкин — новатор литературной системы.

2. Близость Пушкина к русским народным произведением.

3. «Казак» — стихотворение, основанное на русской народной песне.

4. Органичность произведений писателя.

Народные традиции и фольклор в лирике А. С. Пушкина. Для поэзии пушкинской эпохи было не характерно сочетание разных литературных стилей. Для каждого произведения существовал свой строго регламентированный стиль. Для од и элегий – высокий, с большим количеством старославянизмов и слов церковного происхождения, для повестей или поэм — средний стиль. Низкий стиль и разговорные слова — только для уличного театра. И уж чего точно быть не могло — так это введение в произведение словоизъяснения крестьян. Логично было бы предположить, что крестьяне редко понимали всю красоту и возвышенность од, в которых многое было иностранным — из французского, английского и немецкого языков. Дворянству и просвещенному люду не по чину было слушать крестьянское пение.

Однако А. С. Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту ) русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения. От этого стихотворения и повести не теряли своей возвышенности и утонченности, напротив, они многое приобретали от такого влияния. Во многих своих произведениях поэт часто обращается к фольклорным традициям, активно использует их в «Руслане и Людмиле», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине».

Писателя интересуют не только русские народные традиции и обычаи, но также и фольклорные традиции других народов — украинского, грузинского, черкесского. Тема фольклора, народных традиций и мотивов в творчестве Пушкина интересна и актуальна, так как авторское и народное начало в произведениях писателя органически сливаются в единое целое, при этом и авторское и фольклорное начало получают новое видение, звучание, осмысление.

Многие произведения Пушкина, в том числе те, которые основывались на народных сюжетах, мотивах, сами фольклоризировались и получали широкое распространение среди простого народа. Некоторые его произведения основываются на сказаниях и легендах русского народа. В текстах пушкинских сказок: о золотой рыбке, о попе и его работнике балде, о царе Салтане, — многое взято из русского народного творчества. Да это и неслучайно — няня поэта Арина Родионовна славилась как сказительница и мудрая, знающая женщина. В других произведениях, таких как «Повести Белкина», «Капитанская дочка» фольклорные мотивы скрыты, напрямую их вычленить нельзя. Однако во многом они угадываются. В частности, эпиграфы к каждой из глав «Капитанской дочки» — русские народные пословицы, а каждая из «повестей Белкина» имеет в своей основе легенду или предание, которые рассказывают долгими зимними вечерами в крестьянских избах. Да и само описание быта крестьян — без грубости, без топорных выражений — становится ярким и зримым за счет постоянного использования художником их лексикона. Интересным в этом плане становится стихотворение «Казак», в котором многое взято Пушкиным’из русского и украинского фольклора. Однако вскоре «Казак» вновь вернулся в лоно народной поэзии — его перестали считать авторским произведением. Не в этом ли мастерство Пушкина-фольклориста? Ведь не каждому дается умение настолько точно изображать народные мотивы и традиции, что и сам народ впоследствии принимает произведение за устное народное творчество, созданное им самим же.

«Казак» — лицейское стихотворение Пушкина, к тому же одно из первых, которые со временем получили распространение в русской народной культуре, фольклоризовались.

Стихотворение написано в 1814 году во время обучения А. С. Пушкина в Царскосельском лицее. Однако следует отметить, что в апреле этого года в Петербурге было получено известие о взятии французскими войсками Парижа. Также к этому году относится окончание Отечественной войны 1812 года. Стихотворение получило распространение в кругу близких друзей Пушкина в виде списков и переписанных копий. Текст произведения в различных списках мог несколько варьироваться, однако варианты не затрагивали основной сюжет произведения.

В стихотворении рассказывается обычный для народных песен случай — молодой лихой казак, «Черна шапка на бекрене; / Весь жупан в пыли; / Пистолеты при колене; / Сабля до земли», едет мимо хутора. Его видит молодая селянка, задержавшаяся допоздна в своей светелке, к которой красавец обращается с просьбой:

Выдь, коханочка, из дому!

Коню дай воды!

На что девушка отказывается, под предлогом запрета матери. Но казак настойчив и красив, а сердце девичье так трепетно и непостоянно, так что:

Что же девица? — случилось,

Что предвидит всяк.

Дева робко согласилась,

Счастлив стал Козак.

На коня поспешно сели,

Дружку друг любил…

Финал стихотворения предсказуем — через короткое время молодец просил девушку, повстречав другую, более красивую. Казалось бы, простое, ничем не примечательное стихотворение поэта, но как хорошо оно иллюстрирует близость мастерства Пушкина к народному творчеству. Ведь не только сюжет, но и выражения, использованные автором в песне, взяты из устного народного творчества. Коханочка (по-украински — любимая, милая), девица, молодец, жупан — эти слова редко используются в современной речи, чаще слышим мы их из песен и сказок, поговорок и загадок. В дальнейшем фольклорные, народные начала будут еще изящнее сочетаться с современными поэту приемами стихосложениями — тексты будут более органичными и лаконичными. И недаром через много лет Пушкин станет не просто одним из ведущих поэтов России XVIII века, а Солнцем русской поэзии, пробудившим интерес к культуре русского народа не только у соотечественников, но и у зарубежных писателей. Произведения Пушкина нельзя расчленить на составляющие: это — авторское, а это — народное. Органически сочетая собственное мастерство с богатейшим наследием предков, поэт создавал гениальные произведения, которые понимали все сословия — и просвещенное образованное дворянство, й разночинцы, и крестьяне. Для каждого находилось то, что могло проникнуть в сердце, дать пищу для ума или просто порадовать и утешить в трудную минуту.

После Пушкина многие писатели вводили в свои произведения элементы фольклора и народного творчества, но так оригинально использовать традиции народной культуры, как это делал А. С. Пушкин, удавалось и удается далеко не каждому.