МОНОЛОГИ КАТЕРИНЫ И ИХ РОЛЬ. Драма «Гроза» — одно из прекрасных произведений Алек­сандра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сер­дца», среди которых и главная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.

Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не мо­гут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми. Сначала Катерина пытается понять мораль Кабановой, старается при­способиться к ее жизни наперекор своим убеждениям. Но не по ее характеру подобный образ жизни. Жить так — значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.

«Такая уж я зародилась горячая»,— говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная (ина­че Кабанова тоже была бы «горячей»), а — решительная, свое­нравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. «И хочу я себя переломить, да не могу». Й это «не могу» явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее трагической судьбе. «Горячая» -— всем существом своей неукротимой натуры жаждущая воли, простора, полета: «Зна­ешь, мне иногда кажется, что я птица» … В рассказах Кате­рины мы часто встречаем слова «птичка на воле», «вольная птица». И в народной поэзии птица — символ свободы. Ка­терина же стремится к свободе. Но, попав в страшные сети условностей и «порядка» Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: «Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой»,— говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.

С двумя героями связана Катерина: с одним — долгом, с другим — чувством, й ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыж­ка в пропасть (не Волгу, а в принародное покаяние в грехе, в котором виновна не только ведь она!).

Гибель Катерины — «страшный вызов самодурной силе», но и повод задуматься над вечной темой любви и ответствен­ности за любимое существо. И все это можно найти в мо­нологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по кото­рым она вынуждена жить.