Мое отношение к Ленскому. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» представлен еще один тип молодого человека20-хгг. XIX в. — юный поэт-романтик Владимир Ленский. В Ленском Пушкин и иборазил характер, совершенно противополож­ный характеру Онегина, отвлеченный и чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г. Белинского, совершенно новое явление.

Ленский молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантливый поэт , лирик, убеждения его самые передовые: благородные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в университете в Германии, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится узнать ее. Изучение действи­тельности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в ро­мантические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь.

Когда он в жизни встречает противоречия своим идеалам, то при­ходит в уныние, в отчаяние и изливает свои чувства в элегических сти­хах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так, под впечатлением сво­их предположений, далеких от действительности, «кипя враждой нетер­пеливой» к своему вчерашнему другу, Ленский становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.

Ленский, наивный, пылкий и безрассудный юноша, вызывает со­чувствие. Ведь это благородный, душевно чистый человек, полный «вольнолюбивых надежд», жажды труда, знаний. Ленский, к тому же, талан­тливый поэт. Но дальнейшая его жизнь, останься он в живых, мне неясна. Он мог в равной мере стать известным писателем или же мало-помалу пре­вратиться в обывателя, ленивого барина, разочарованного циника.

Довольно резкую характеристику Ленскому дает В. Г. Белинский. «Люди, подобные Ленскому, — пишет критик, — при всех их неоспори­мых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совер­шенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Сло­вом, это теперь самые несносные, пустые и пошлые люди».

Прочитав роман, невольно думаешь: «Ну почему люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, все­гда несчастны?» Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежды на счастье, как Онегин и Татьяна. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им меша­ют ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы исправить.

Пушкин показывает нам, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои, сколько среда, сформировавшая их характеры. Не­нормальность всего жизненного уклада, невозможность настоящего сча­стья в существующем обществе неизбежно приводят читателя к мысли о необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем. Эту борьбу вели декабристы, сам Пушкин, а позже — революционеры- демократы. Роман «Евгений Онегин» своей неиссякаемой поэтической энергией вселял в души веру и надежду, помогая новым поколениям определить свое место в жизни.