Мастерство в изображении быта. В романе «Преступление и наказание» мастерство в изобра­жении быта героев имеет огромное значение, потому что тео­рия Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Пер­вые страницы романа погружают читателя в убогую обстанов­ку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийст­во Родион Раскольников.

Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетуш­ка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми отклеи­вающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая уси­ливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колори­том ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивоч­ных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынуж­денных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугуб­ляет чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бед­ного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, кото­рого раздавил и искалечил жестокий мир.

Душа нормального, умного, совестливого человека не мо­жет вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, ви­деть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девуш­ка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная ис­поведь вызывает только хихиканье и насмешливое любопыт­ство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще, именно на примере семьи Мармеладовых в значи­тельной степени раскрывается тема униженных и оскорблен­ных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодно­го, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные ли­нии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и ос­корбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Кате­рины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслу­женный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых — по­стоянная безысходная нужда, страшные условия жизни, не­достойные человека.

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невоз­можности в этом жестоком мире жить по нормам общечелове­ческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру не­приложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умер­ла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «Ас ними-то что будет? » Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям, Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным об­разом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравствен­ность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, созна­тельно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она реша­ется на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в уни­верситете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, не­смотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только ис­пытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тема униженных и оскорбленных органиче­ски связана с теорией Раскольникова потому, что она порож­дена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него.