Мастерство изображения народной жизни. Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недос­татки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современ­ной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуаль­ной жизни людей.

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» наталкивает нас, читателей, на более глубокое поня­тие и осмысление произведения. Эти слова — «Живи и помни» — говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни» — это измена, низость, человече­ское падение, испытание любви этим ударом.Мне дана возможность поразмышлять над одним из произ­ведений современного русского писателя В. Распутина — «Живи и помни». Я, как читатель, рад, что мне довелось чи­тать произведения этого замечательного и талантливого рус­ского прозаика, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повес­ти и рассказы вошли в золотой фонд современной русской ли­тературы. События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары, в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в не­давнем прошлом еще более устрашающее — Разбойниково. «…Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное собы­тие повести — предательство Андрея Гуськова.

Перед нами главный герой книги — Андрей Гуськов, «рас­торопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгает­ся Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской ча­стью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот как неожидан­ный удар для Настены известие о том, что ее муж Андрей Гусь­ков — предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими иг­рушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не полз­ком, а летом убегать от беды?» Теперь Настя находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревен­ской жизни, женская драма извлечена и показана Распути­ным.

Живая картина, которая все чаще встречается на фоне вой­ны. Автор доводит до читателей, что Настена — жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, по универ­сальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеж­дает силу любви к мужу и жизни, она шагает за борт лодки по­среди Ангары, погибнув между двух берегов — берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор — добрый писатель, склонный скорее про­щать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичав­шим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасыва­ется на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но дела­ет это любя, не настаивает. Автор вводит в повесть «Живи и помни» много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять на­значение человеческой жизни.

Велики и многогранные образы, описываемые Распути­ным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни соби­рательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужествен­ного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за От­чизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «…долюшка русская, долюшка женская». Все отразилось и показалось — жизнь во время войны и ее счастливый конец — на жизни де­ревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях Распутина и в нем самом есть поэти­ческое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьеви­ча Распутина: «век живи — век люби».