ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ЧЕХОВА. В творчестве Антона Павловича Чехова, который стано­вится писателем разночинной демократической русской ин­теллигенции, отразились и лучшие, и слабые стороны этой части интеллигенции. Вместе с ростом художественного мас­терства все более углублялся и образ любимого Чеховым ге­роя его творчества — рядового, обыкновенного русского че­ловека, во имя которого писатель жил и творил, ответственность перед которым чувствовал так глубоко до конца своих дней. В каждой строчке, в каждом слове под по­кровом сдержанного и беспристрастного повествования мож­но различить страстную любовь к трудовому человеку, пре­зрение к его врагам — подлости, пошлости, тунеядству, грубости, эгоизму, насилию над человеком.

Простой человек, труженик — это один из вариантов главного чеховского образа. Таков герой рассказа «Попрыгунья». Доктор Дымов — душевно богатый и сильный человек, чья душевная мяг ­кость, доброта, робкая, всегда немножко виноватая деликатность, простота лишь подчеркивают его волю, неутомимость в труде, на­стойчивость в достижении цели, преданность своей науке.

Среди знаменитостей, окружающих его жену,-Ольгу Иванов­ну, доктор Дымов представлялся слишком обыкновенным, ор­динарным, незначительным. А когда Дымов умирает, заразив­шись дифтеритом от мальчика, у которого через трубочку высасывал дифтеритную палочку, то один из его коллег, доктор Коростелев говорит Ольге Ивановне, что это «был великий, нео­быкновенный человек. Какие дарования! А какая нравственная сила! Добрая, чистая, любящая душа — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься пере­водами, чтобы платить вот за эти …подлые тряпки!»

Дифтерит — не главная причина, из-за которой оборвалась молодая жизнь Дымова, Дифтерит был лишь «сообщником» Оль­ги Ивановны. Она не поняла, что великий человек, поисками которого она занималась всю жизнь, жил рядом с нею. Она про­глядела, «пропрыгала» главное, не поняла ни красоты, нк силы Дымова, не сумела увидеть необыкновенное в обыкновенном.

Во всем облике Дымова читатель угадывал черты Сечено­ва, большого русского ученого. Чехов глубоко чувствовал на­циональный характер людей этого склада, повседневный ге­роизм их исполинского труда, их беспредельную скромность, нравственную силу, несгибаемое упорство, преданность делу культуры, благородную любовь к родине и народу. Создавал образ Дымова, Чехов вложил в него свое восхищение типом русского ученого,

В романе, завязавшемся между Рябовским и Ольгой Ива­новной, развивается тема обыкновенности и исключительно­сти личности, Ольга Ивановна, «попрыгунья», ищет величие в необыкновенном, исключительному в ее понимании вели­кий человек — это избранная личность, высоко возвышаю­щаяся над толпой «обыкновенных», «маленьких» людей, Ха­рактерно для Чехова, что в самой измене Ольги Ивановны Дымову выразились ее презрение к «обыкновенным», «ма­леньким» людям, ее представления о великом человеке, как об избранной личности, возвышающейся над толпой, Образ «попрыгуньи», всю свою жизнь «прыгающей» в поисках ис­ключительного, великого человека, — в конечном итоге са­тирический образ.

Свой рассказ о докторе Дымове и его жене Чехов сначала назвал «Великий человек». С таким названием он послал его в редакцию журнала «Север». Но название не удовлетворило его. Он писал редактору журнала: «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непремен­но, Назовите так — «Попрыгунья».,. Не забудьте переменить».

Возможно, что название «Великий человек» казалось Антону Павловичу нескромным. Но оно верно передает все существо дела.

Ложному величию Чехов противопоставил в рассказе под­линное величие простого и скромного, «обыкновенного» че­ловека. Любимые герои Чехова — обыкновенные русские люди. В каждом из них мы ясно видим не только отдельного человека, но и вею его среду, целые пласты самой жизни, За фигурой чеховского Дымова мы ясно ощущаем множество трудовых людей,