ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ. Наташа Ростова — один из самых любимых литературных образов И. Толстого. В ней писатель воплотил свой нрав­ственный идеал женщины.
Наташа — обаятельная девушка, пленяющая всех своей непосредственностью и естественностью, Мир для нее — сплош­ная гармония, – наполненная поэзией и красотой.

Поступки Наташи диктуются в большей степени сердцем и чувствами, чем рассудком. На вопрос княжны Марьи, умна ли Наташа, Пьер отвечает, что «она не удостаивает быть умной».
Обязательная для Льва Толстого характеристика — нрав­ственная оценка своих героев — основывается прежде всего на том, насколько у них проявляется естественная сила жиз­ни, их неспособность к душевному успокоению, к душевному холоду, Секрет чарующего обаяния Наташи заключается не только в ее беспредельной искренности, «открытости душев­ной», а и в том, что присущая ей «душевная сила» не терпит насилия над живыми чувствами. Наташа способна на высо­кие поступки и одновременно — пусть даже в каком-то чаду затмения — на дурные, И те, и другие содействуют ее нрав­ственному росту, и в этом сила ее характера, сила, которая преображает все вокруг и порой не щадит ее саму.
Сущность ее натуры — способность к любви, самопожертво­ванию — выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем после смерти Пети мать. В момент предсмертной болезни Болконского она вся ис­полнена страстным желанием «отдать всю себя», чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества — с той же безграничной страстностью — отдать себя интересам семьи.
В отличие от Наташи, Соня не совершает ни одного дурно­го поступка, именно она препятствует позорному бегству На­таши с Анатолем, но симпатии автора не на стороне благора­зумной и рассудительной Сони, а на стороне «преступной» Наташи, «Низкий, глупый и жестокий» поступок свой Ната­ша переживает с такой силой чувства, она преисполнена та­кого отчаяния, стыда и унижения, что, «перестрадав» исто­рию с Анатолем, становится не хуже, а лучше, и с подлинным правом говорит Пьеру: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю». «Преступная» Наташа выше вполне доброде­тельней Сони, которая, рассчитав после новой встречи Наташи с Болконским, что брак Николая Ростова с княжной Марьей невозможен, пишет Николаю «самоотверженное» письмо, освобождающее его от обязательств перед ней.
В нравственном отношении Наташа, может быть, даже выше княжны Марьи Болконской. Христианская мораль, ус­военная княжной Марьей, обязывает любить всех и прощать веем, но это возможно, что гениально показывает в романе Толстой, лишь на пороге смерти. В жизни христианская мо­раль, даже при действительно высоких качествах княжны Марьи, оборачивается неизбежным насилием над собой.
Эгоизм Наташи утверждает то счастье, от которого чело век «делается вполне добр и не верит в возможность зла, не счастья и горя». Ее «безрассудная жизненная сила» отрицает и кажущееся великодушие Сони, и холодную расчетливость Бориса Друбецкого, Сперанского, своекорыстие Бергов, и тот самодовольный эгоизм, не желающий знать ничего, кроме наслаждений, воплощенный в действительно преступном и грязном мире Курагиных.
…Красота спасает мир. И мне кажется, что такие искрен ние, великодушные, самоотверженные создания, как Наташа, назсегда останутся нашими любимыми героинями. Я уверен, что и последующие поколения будут изумляться мастерству Толстого, сотворившего столь обаятельный и цельный портрет.