Лирика Пушкина. Стихи о любви. Часто любовь к поэзии приходит к человеку вместе с первой любо- вью.Именно стихи как нельзя лучше выражают это необычное состоя­ние человеческой души — окрыленность,приподнятость настроения, а также печаль, смятение, отчаяние.Все поэты так или иначе обращают­ся к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На свя­щенных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое лите­ратурное направление, как сентиментализм. Большое место тема люб­ви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пуш­кина еще во многом подражательна. В это время юный поэт увлека­ется философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;

Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание люб­ви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспе­ванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два со­вершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с граждан­скими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это прежде всего любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» со­единяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и люб­ви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви

И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любовь ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в ро­мантический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, все­гда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирического героя и сгорает за один миг, остав­ляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький фи­нал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нуж­на ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая лю­бовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднима­ется намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувсгвом.Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихот­ворении «Я вас любил… » поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безот­ветно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Ог­ромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил…», а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому моно­логу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдо­хе, — как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии… « лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворе­ние и успокоение.

Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутрен­ней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихот­ворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященном Анне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты воз­любленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе по­эта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это лег­кое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это лю­бовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую страсть. И только в Михайловском Пуш­кин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Лю­бовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами Соединение любви с гражданскими и патриотичес­кими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно пат­риотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Также это свой­ственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковле­вой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушки­ным в последний период творчества философия самозабвенной люб­ви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гон­чаровым, Тургеневым, Толстым.