КТО ТАКОЙ ОБЛОМОВ? «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, средне­го роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредото­ченности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный цвет беспечности. С лица беспеч­ность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафро­ка». Знакомьтесь. Перед вами герой одноименного романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов.

Более столетия прошло со времени написания романа И. А. Гончарова, много мнений успело возникнуть и изменить­ся на противоположные. Для одних Обломов — отвратитель­ный лежебока, совершенно безвольный человек, олицетворе­ние лени, для других — человек, неспособный к каким-либо действиям, для третьих — Илья Муромец из русской сказки, который тоже 33 года лежал на печи. А какой он на самом деле? Каким видит его автор? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. И в этом-то и заключается ценность на­стоящего классического произведения. Хочу разобраться в своем мнении на этот счет.

В старом халате на диване лежит Илья Ильич Обломов. Лежание на диване для него естественное состояние, а не удо­вольствие, как у лентяя, и не необходимость, как у нездоро­вого человека. Не случайно выбран возраст героя — тридцать два -тридцать три года. Первый жизненный этап пройден, под ним подводится черта, наступает следующий, более ответствен­ный этап жизни. С чем подошел Обломов к этому рубежу?

Апатия и безжизненность. Какие перспективы были даро­ваны ему рождением!.. И что? «Не доучился», «не нашел сво­его призвания», «не стал служить»… Такая мораль, психоло­гия Обломова созданы Обломовкой. Ему не надо заботиться ежедневно о хлебе насущном, он — барин, русский барин. Он находит себе оправдание в том, что никакой вид деятельности не приносит удовлетворения его душе, Но и не может (или не хочет) понять, что безнравственное его лежание на диване обес­печивают люди, которые на него работают.

При всем при этом Обломов недоволен собой, его мучают приступы отчаяния и раскаяния. И Штольц побуждает его стать идеологом обломовской утопии, чтобы оправдать, объяснить свой образ жизни. И у героя это прекрасно получается, он ри­сует Штольцу идеал безмятежного бытия, мирового покоя.

Во второй части романа Обломов предстает перед нами со­вершенно иным человеком: тонко чувствующим, мягким, доб­рым, способным на большую любовь, нежность. Это встреча с Ольгой сделала его таким. Но ведь любовь требует от челове­ка действий, постоянного душевного роста и развития. Лю­бовь не приемлет «сна», статичности и неподвижности. Лю­бовь — это полет. И страх ответственности, неспособность принимать самостоятельные решения побеждают прекрасное и высокое чувство, и любовь оказывается бессильной изме­нить характер Ильи Ильича.

И в результате после кратковременного взлета, периода активности, после стольких надежд, Обломов возвращается к прежнему равнодушию к жизни. Ольга Ильинская, натура тонкая и глубокая, не останавливающаяся в своем развитии, смогла предугадать обреченность высокого чувства, не имею­щего перспективы роста. И вот вместо любимой женщины и бесед о литературе и музыке с друзьями — Агафья Матвеев­на, кусок пирога и диван.

Но, позвольте, кто же все таки такой Обломов? Каково мое мнение на этот счет? Человек, который стал первой любовью Ольги, единственным другом Штольца, человек, который де­лает счастливой Агафью Матвеевну. Обломов живет в окру­жающем мире, не находя себе применения, его глубокие мо­ральные принципы остаются невостребованными, он мечтает о другом обществе, но мечта его неосуществима. Ведь живет он в реальном мире, а реальный мир сделал его неспособным к борьбе, слабым и безвольным. И эта проблема продолжает жить и в сегодняшней действительности.