Крылатые слова — можно ли их классифицировать? Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гоме­ру, в поэмах которого («Илиада» и «Одиссея») оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой об­менялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крыла­тыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

Гомеровское выражение «крылатые слова» стало термином языковедения и стилистики. Термином этим обозначают во­шедшие в нашу речь из литературных источников краткие ци­таты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Геркулес, Тартюф, Хлестаков), образные сжатые характеристики исторических лиц (напри­мер, «отец русской авиации», «солнце русской поэзии»).

Нередко термин «крылатые слова» толкуется в более широ­ком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований, терминологии различных ремесел, старинного су­допроизводства и пр.

Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Одни их них возникли в отдаленные эпохи, другие – совсем не­давно. Культуры различных эпох и стран обогащали их запас. Античные и библейские мифы, народные песни и сказки, ми­ровая художественная литература, критика, публицистика, мемуары, исторические документы, научные сочинения, речи политических и общественных деятелей являются обильны­ми источниками крылатых слов.

Представляя собой лаконические формулировки идей, кон­денсируя сложные образы, они вызывают в нашем сознании ряд ассоциаций. Недостаточное знакомство с конкретными ус­ловиями возникновения того или иного крылатого слова при­водит к тому, что ассоциации эти меркнут и значение крылатого слова понимается неправильно. Для правильного понимания крылатых слов в текстах художественной литера­туры и публицистики и правильного употребления их необхо­димо знание этих конкретных условий.

Следует отметить, что история возникновения некоторой части крылатых слов не может быть освещена в полной мере. Среди крылатых слов имеются такие, которые являются не подлинными цитатами из какого-либо литературного источ­ника, а выражениями, созданными на его основе, в краткой форме передающими его смысл. Но когда эти выражения поя­вились в поздней краткой форме и кому они принадлежат, точ­но установить не всегда возможно. Таковы, например, выражения: «запретный плод» (из библейской мифологии), «сеять зубы дракона» (из античной мифологии), «потемкин­ские деревни» (из мемуаров XVIII века).

А для древнейших эпох едва ли возможно точное разграни­чение категорий индивидуального и народного творчества в вопросе рождения крылатого слова. Трудно в каждом отдель­ном случае решить, принадлежит ли крылатое слово автору данного памятника древней письменности и отсюда перешло в литературную речь, или же оно создано народом и только впервые записано автором данного памятника. Эти классифи­кационные трудности в равной мере относятся к греко-рим­ской и библейской мифологии, почему условно источниками многих крылатых выражений и считаются памятники пись­менности, в которых они зафиксированы.

Такие же сомнения нередко возникают при классификации крылатых слов, возникших из литературных произведений недавнего прошлого. Не всегда удается с уверенностью ска­зать, принадлежит то или иное выражение автору данного произведения или писатель услышал его из уст народа.

Например, М. Е. Салтыкову-Щедрину приписывается встречающееся у него выражение «барашек в бумажке», упот­ребляемое как синоним взятки. Между тем это старинная по­говорка, родившаяся в среде подьячих.  Н. Толстого зачастую называют автором выражения «Куренка некуда вы­пустить», употребляемого как образное определение кресть­янского малоземелья в царской России. Однако Толстой вложил в уста крестьянина в «Плодах просвещения» лишь старую народную поговорку.

Запас крылатых слов очень велик. Крылатые слова, как правило, в литературной речи употребляются в сокращенной или измененной форме. Например, выражение «тридцать пять тысяч курьеров» часто употребляется в форме: «тридцать тысяч курьеров», «сорок тысяч курьеров». Цитата «Тьманиз­ких истин мне дороже нас возвышающий обман» часто приво­дится с заменой слова «мне» словом «нам», кроме того, как обломки этой цитаты употребляются выражения: «низкая ис­тина», «возвышающий обман».

Иногда ставшая крылатой литературная цитата бывает вну­шительна и выразительна не меткостью, афористичностью, а характерностью – на фоне представления того целого, из кото­рого она извлечена. В этом случае цитата как бы замещает или концентрирует сложный образ, воплощенный в художествен­ном произведении.

Из объяснений крылатых слов и примеров их употребления можно видеть, что многие вошедшие в литературную речь вы­ражения получили новое, не присущее их источнику значе­ние. Выражения, возникшие из библейских мифов, утратили свою культовую окраску, приобрели иной смысл, часто упот­ребляются с иронией, шуточно.