Краткая жизнь поэта, наполненная неистовым горением. Образ Михаила Юрьевича Лермонтова встает перед читателем со страниц его произведений. Поэт Константин Бальмонт охарактеризо­вал Лермонтова как человека, который « презрением могучим к без­душным людям, к мелким их страстям» «подобен молниям и тучам», то есть его личность чужда всего низкого и мелочного. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова по праву внесено народом в ряд имен величай­ших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить твор­чеством каждый миг его краткой жизни.

Лермонтов был человеком безудержной отваги и пылкого темпера­мента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он «вынес так, как перено­сятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначен­ными на борьбу и владычество», — писал о нем современник. Эти сло­ва свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В. Г. Белинского, понимал собственное зна­чение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской ли­тературе и русской жизни.

Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское обще­ство, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегните к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы «Демон» и «Мцыри», эпическую поэму «Песнь про царя Ивана Васильевича… », гениальный роман «Герой нашего времени», положивший начало рус­ской психологической прозе. Из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики.

Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:

Редеют бледные туманы

Над бездной смерти роковой,

И вновь стоят передо мной

Веков протекших великаны…

Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университе­те, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайд­жанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — «Мцыри». Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего лю­бит Байрона и Пушкина.

У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не толь­ко на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он ни­когда не видел — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию. Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:

Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной.

И о земле позабывал…

Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова «резко ощутительное присутствие мысли». И дей­ствительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произве­дениям — «Не верь себе», «Сказки для детей», «Демон», «Дума».

И ненавидим мы, и любим мы случайно.

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Природа наделила его страстями. Когда ему была всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Имен­но в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом свое­го «Ангела»:

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и навсегда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Свою поэму «Демон» он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:

Я кончил, и в груди невольное сомненье:

Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,

Стихов неведомых задумчивое пенье.

Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем от­крытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских со­бытиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию обще­ственной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было ви­деть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследо­вания и жизнь изгнанника в последние годы.

Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремле­нием к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.

«Мцыри» — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, харак­терные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. «Мцыри» продолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в «Кавказском пленнике», а ситуация бегства к людям, на родину.

Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведени­ях Лермонтова («Мцыри», «Исповедь», «Боярин Орша») Но монас­тырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашес­кой кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует «тем­ницу» земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.

Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стре­мится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в младенчестве играл,

Я б рай и вечность променял

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монасты­ре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истин­ной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я На воле?

Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несбс- тоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, «вкусив» свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведени­ях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется: Когда я стану умирать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот .

Привет прощальный мне пришлет…

Мир романтизма постепенно уступил место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. В его поэзию вторглась по­вседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее про­тиворечиями: идейными интересами и мертвящим застоем обществен­ной жизни. В лучших своих стихах «Родина», «Валерик», «Завещание», «Бородино» Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта. Поэт словно чувствовал, что на земле ему отпущено очень мало времени и сумел реализовать свой талант в этот предельно короткий срок. Рано погибший Лермонтов стал бессмертным благода­ря своему могучему писательскому дару.