Кому на руси жить хорошо как народная эпопея. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» самим Некрасовым с самого начала оценивалась как вершина творческого пути. В этом монументаль­ном произведении звучат практически все мотивы лирики поэта, мож­но сказать, что оно явилось его завещанием последующим поколениям русских людей. Однако Некрасов не только дает описание всей великой Руси и размышляет о ее будущем. Как и Гоголь в своей поэме «Мертвые души», Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо?» уделяет особое внима­ние настоящему положению народа, замечает и обращает внимание чи­тателей на пороки и недостатки, жалеет многострадальных людей. Глав­ная цель автора — понять жизнь простого человека, заглянуть в его душу. Поэтому «Кому на Руси жить хорошо?» — действительно народная по­эма-эпопея. Но в чем же еще это проявляется?

О многом говорит сам замысел произведения, который становится понятным уже из названия. Автор ставит цель найти счастливого чело­века во всей необъятной Руси, но в этих поисках перед читателем появ­ляется картина будничной жизни всего русского народа. Поэтому замы­сел произведения можно назвать глобальным.

Некрасов решил, что для воплощения этого замысла больше всего подходит жанр путешествия. Но, в отличие от автора «Мертвых душ», Некрасов сделал главными героями, глазами которых мы видим всю Рос­сию, не чиновника, а целую группу истинно народных героев — крестьян «из временнообязанных», которые живут в «Пустопорожней волости, Терпигоревом уезде». Главным героям нельзя дать однозначную оценку: с одной стороны, это вполне реальные персонажи, что подчеркивается указанием на их социальный статус, действительно существовавший в пореформенной России. С другой стороны, названия волости и уезда, очевидно, являются не только вымышленными, но и обобщающими, то есть перед нами уже полусказочные, полубылинные персонажи. Былин­ные мотивы особенно заметны в начале поэмы: герои «сошлись на пере­крестье дорог и заспорили», потом «положили домой не ворочаться», пока не найдут счастливого человека. Завязка, видимо, взята из фольклора.

Воплотить свой замысел до конца Некрасову не удалось, он умер, не успев закончить поэму. Но, хотя произведение осталось незавершенным, в нем действительно предстала вся Русь, весь ее народ. Конечно, автор хотел показать жизнь буквально всех сословий России, от крестьян до царя. Удалось же осветить, помимо быта крестьян, быт духовенства и помещиков. Казалось бы, эти два сословия всегда угнетали трудовой народ, но автор справедлив; он не идеализирует попа и помещика, од­нако и не ругает их. Описания жизни этих героев гармонично вписыва­ются в общую структуру произведения, благодаря им читатель видит Россию глазами других представителей ее народа, ведь, например, у по­мещика своя трагедия: он понимает, что люди мельчают, патриархаль­ная Русь рушится на глазах, погребая под собой и плохое, и хорошее. Вдобавок, с помощью образа помещика автор вводит тему крепостного права, высказывает идею, что «порвалась цепь великая: одним концом по барину, другим — по мужику».

Особое место в произведении занимает обобщенный образ женщи­ны крестьянки — Матрены Тимофеевны. Некрасова всегда волновала горькая участь русской женщины, и в своей поэме он уделяет много внимания описанию жизни «губернаторши». Матрена умет находить радость в своей нелегкой жизни, но автор не раз подчеркивает ужасы и лишения, которые терпят русские крестьянки. Описание судьбы Матре­ны заканчивается утверждением, что мужички «не дело затеяли» — искить счастливых среди женщин.

Об отдельных типичных представителях народа идет речь и в расска­зе «о Якове верном, холопе примерном», и в описаниях «сельской ярмарки». Снова и снова звучит мотив лишений, которым подвергается простой народ; жестокая месть Якова своему господину, рассказ солдатика о вой­не — все это вызывает у читателя не просто сочувствие и сострадание, а откровенную боль за ни в чем не повинных людей. Интересны и образы Власа и Клима, хотя они, в общем, противопоставлены друг другу, у них одна беда — произвол, творящийся в России, это беда всего народа.

Наряду с обобщенными образами Некрасов описывает и группы людей. В первую очередь, это, конечно, вахлаки.

Их игра с Последышем на самом деле не что иное, как модель от­ношений крестьян с помещиком в эпоху крепостного права. С едкой иронией и гневом автор описывает самодурство Утятина. Эта тема по­лучает и продолжение. Автор специально описывает жизнь крестьян до смерти и после не. Сыновья покойного не желают отдавать обещанные луга, подчеркивается, что и после отмены крепостного права помещи­ки обманывают крестьян, и, к сожалению, это тоже соответствовало реалиям жизни народа.

Удручающее впечатление производит описание жизни дворовых без барина в части «Крестьянка». Здесь простой народ критикуется, Некра­сов дает понять, что народ все-таки сам кузнец своего счастья и во мно­гих своих бедах виноват сам.

Новое звучание приобретает былинная тема при описании уже не совсем реальных народных характеров. Это, конечно, Савелий и Гриша Добросклонов. Савелий — представитель патриархальной Руси, истин­ный «богатырь святорусский», что подчеркивается при его портрете. Гриша же — богатырь нового типа. Некрасов неспроста упоминает в свя­зи с Савелием Ивана Сусанина. Время могучих богатырей прошло, те­перь черед умных и самоотверженных борцов, готовых спасать народ не только от захватчиков, но и от угнетателей.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша — новый народный герой. В его уста Некрасов вкладывает собственные идеи, он становится носителем правды.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Матушка Русь!

Гриша — один из немногих, кто смотрит в будущее с надеждой, он готов бороться за него, он верит в свою родину.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов показал всю жизнь русского народа без прикрас. Но это произведение нельзя было бы назвать народной поэмой-эпопеей, если бы в нем не звучал голос самого автора. Кушай тюрю, Яша,

Молочка-то нет, —

Где ж коровка наша? —

Увели, мой свет.

Барин для приплоду Взял ее домой.

Славно жить народу На Руси святой!

Здесь выражена основная идея всего произведения: нет во всей Рос­сии счастливого человека, везде царит горе.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это зеркало души России, Н.А. Нек­расов продолжил традиции Радищева и Гоголя в изображении жизни простых людей, вывел несколько интересных образов, ставших симво­лами русского народа.