Волшебный край!

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.   С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Какие герои комедии. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781) от­разила момент перелома в положении русского дво­рянства. Многие дворяне, не привыкшие к ответ­ственности, поняли подписанный Петром III указ как освобождение от всех обязанностей и получение но­вых прав по отношению к крепостным. Дворянство освобождалось от рабской привязанности к государ­ству, но еще с трудом привыкало к мысли о граж­данской ответственности. Дворянству предстояло осво­ить новую роль — хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего свой долг, свои пра­ва и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить «исторический грех» обладания крепостными душами. То есть в цен­тре внимания автора комедии оказываются не столь­ко людские пороки как таковые, сколько обществен­ные отношения.

Помимо образов отрицательных героев, Фонвизин выводит в комедии образы положительных персона­жей, чьи мысли и убеждения близки позиции самого автора.

Среди таких героев —- Софья и Милон. Это люди чести, высоких нравственных убеждений. Софья о сво­их жизненных намерениях говорит, что всегда будет стараться «заслужить доброе мнение людей достой­ных». Милона характеризует следующее его выска­зывание: «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Другой герой, близкий автору по своим убеждени­ям, — Правдин. Он также наделен чертами глубоко нравственного человека, заботящегося о благе общест­ва. Правдин считает, что только от высшей власти зави­сит благосостояние простого народа.

Главным же из положительных персонажей «Не­доросля» и наиболее точно отражающим авторскую позицию является дядюшка Софьи Стародум.

Посредством монологов Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распро­странения просвещения, борьбы с невежеством, кото­рое Фонвизин считал причиной всех русских недос­татков и пороков.

Стародум изображен как убежденный прогрес­сист, как сторонник просвещения и лучшего общест­венного устройства, не изменяющий до конца освобо­дительным взглядам. Стародум — образованный человек, обладает незаурядными умственными спо­собностями, критически относится к наблюдаемым явлениям, провидя впереди идеал лучшей жизни. Ста­родум считает, что главное в человеке не столько ум, (чсолько высокие душевные качества, и каждый из людей должен придерживаться одного правила: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во вся кое время». Даже самый просвещенный, образован­ный человек без нравственных идеалов — «жалкая тварь».

Стародум презирает глупцов, людей морально ущерб­ных, льстецов: «Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет». Ста­родум ценит в людях не богатство и не звание, а глу­бину душевных качеств.

Благонравие — вот главный критерий, по которо­му оценивает людей Стародум. Человек, не обладаю­щий высоконравственными качествами, даже если он и очень умный, оценивается автором и его героем не­высоко: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».

Из всех героев «Недоросля», заслуживших высо­кую оценку Фонвизина, наиболее полно отражает ав­торскую позицию именно Стародум. Не случайно и его образ обрисован более четко, нежели образы Правдина, Милона, Софьи. Таким образом, в боль­шей степени в образе Стародума отразил собственные убеждения Фонвизин.