КАК СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? В своей записной книжке А. П. Чехов однажды заметил: «Тогда человек станет лучше, когда покажете ему, каков он есть».
И писатель всем своим ярким и многогранным творчеством, показывал современникам, какими они являлись ему в повседневной, обыденной жизни.

Будучи душевно богатым, благородным, честным человеком и талантливым художником слова, он хотел видеть и окружающих его людей красивыми, счастливыми и свободными. Писатель говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
В реальной же жизни Чехову чаще приходилось сталкиваться с бездушием, грубостью, хамством, лицемерием и пресмыкательством. Он считал, что писатель обязан «поставить вопрос», то есть обратить внимание читателя на ту или иную сторону жизни, а вдумчивый и мудрый читатель пусть судит сам и сам решает, что плохо в жизни, а что хорошо, и как должно быть.
Многие критики упрекали Чехова в безыдейности, холодности и равнодушии, называя его «пессимистом», певцом «хмурых людей». Они говорили, что он «пренебрегает литературной школой и литературными образцами», ставили ему в вину «неумение или нежелание писать так, как требуется художественной теорией, и упрекали, что он пишет о мелочах, а не пишет о крупных и бурных событиях, сильных человеческих страстях и больших драмах с убийствами, развенчанием и клеймением убийц.
Чехов же своими произведениями отстаивал свое видение мира и его проблем, свои варианты ответа на все сложные жизненные вопросы. Он считал, что писатель обязан писать правдиво, рисовать жизнь такой, какова она есть на самом деле. Недаром в разные периоды жизни и творчества он неуклонно выражал одну главную, по его мнению, мысль: «Над рассказами можно и плакать и стенать, можно страдать за¬одно со своими героями, но… нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление». Горький говорил о таланте Чехова так: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней».

Именно эту борьбу с пошлостью и косностью человека мы наблюдаем в многочисленных рассказах А. П. Чехова. Особо хочется остановиться на рассказе «Ионыч». В этом произведении автор, как и во многих других, исследует причины морального падения интеллигенции, утраты ею передового мировоззрения. Он выступает как подлинный ученый-исследователь, изучающий социально-исторические и общественно¬бытовые причины такого катастрофического падения. Если в «Палате № 6» Чехов рассказывает об уже сложившейся личности, человеке, который оправдывает свое преступное без¬действие невозможностью изменить жизнь, то в «Ионыче» он говорит о падении человека, показывая постепенную деградацию главного героя. И в том и в другом рассказе главные действующие лица — врачи. И это не случайно. Автору близок этот тип по духу и роду своей деятельности, ведь сам писатель тоже был врачом. Чехов в «Ионыче» обращает внимание читателя на тот факт, что неплохой человек с хорошими природными задатками тоже оказывается подверженным невероятным метаморфозам. Он постепенно становится тупым, жадным, равнодушным ко всем и всему, кроме денег, обывателем. Это происходит не сразу, а постепенно, почти незаметно. Сначала Дмитрий Ионыч Старцев чувствует себя неуютно и одиноко среди обывателей, находя свое место в работе, честном и преданном служении медицине. Но постепенно он приспосабливается к условиям и законам мещанской среды серого и безынтересного обывателя, привыкает к панибратскому про¬звищу «Ионыч», которое несет в себе некий символ уподобления неординарного молодого и энергичного врача безликой себе подобной серой массе. Он мирится и с этим новым прозвищем, и со всем окружением, превращаясь в такого же сытого и равнодушного мещанина, какими являются большинство его знакомых. Теперь уже эти знакомства не тяготят и не угнетают, как бывало прежде. Теперь он охотно исполняет весь бессмысленный ритуал мещанского времяпровождения: по вечерам охотно играет в карты; принимая больных, сердито покрикивает на них, раздражаясь от любой безделицы; имея огромную практику в городе, стал бесцеремонным и черствым; жадность одолела его. Приходя домой по вечерам, с удовольствием считает деньги. В сравнительно небольшой срок своей врачебной практики он превратился из интеллигентного, тонко

чувствующего искусственность и притворство человека, в духовно убогого и пошлого обывателя-мещанина.
Развитие образа Старцева идет по нисходящей линии, когда герой, переходя на каждую новую ступень, теряет высокие человеческие качества, приобретая обывательские. В связи с этим меняется его манера держать себя с людьми, особенность речи, даже сама манера реагировать на окружающий мир.
Умение показать малое в большом и сочетание сатиры с элегичностью — вот главные приемы, посредством которых в рассказе автор изобличает пошлость, тупость, грязь обывательщины, способные усыпить и чуть ли не умертвить даже умного и культурного человека. Конечно, сами по себе такие авторские приемы создания элегического настроения в рассказе не новы. Новизна же заключается в их слиянии. В этом чеховская самобытность и оригинальность. Своим творчеством автор неустанно добивался прямого воздействия на ум и сердце интеллигенции, призывая ее к честному и самоотверженному труду, к сближению с народом, разоблачая эгоизм, лень и трусость как проявления ненавистного ему рабства. «Скучная история», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Палата № 6», «Ионыч» и многие другие рассказы Чехова — все это воззвание к душам и умам русской интеллигенции. Неслучайно его творчество имеет глубокий отклик в сердцах наших современников именно сейчас, поскольку сегодня как никогда остро встал вопрос о возрождении духовности нации и народа.