Изображение «мирового пожара». Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумев­ший услышать и перелить в стихи «музыку револю­ции ».

В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома».

Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Вот бесшабашная русская час­тушка: «Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить — / В красной гвардии служить — / Буйну голову сложить!» Через городской «жестокий ро­манс» автор приходит к четкому революционному маршу: «…Вдаль идут державным шагом… / — Кто еще там? Выходи! — Это — ветер с красным флагом / Разыгрался впереди…»

Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок не боится включать в свое произведение разго­ворную лексику простого солдата, старушки, прохо­жего. Эти слова не экзотические вкрапления, а суще­ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями: «Вон барыня в каракуле / К другой повернулась: / — Уж мы плакали, плакали… / Поскользнулась / И — бац — растянулась!»

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме — антитезе: «Черный вечер. / Бе­лый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер — / На всем божьем свете!»

Два контрастных цвета, белый и черный, господст­вуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной? Эта по­эма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветство­вал революцию, несущую обновление, а в своей по­эме он рисует беспощадный портрет участников и победителей: «Гуляет ветер, порхает снег. / Идут двенадцать человек. / Винтовок черные ремни, / Кру­гом — огни, огни, огни… / В зубах — цигарка, при­мят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»

Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников — каторж­ников. Отчего же завораживает читателя повествова­ние? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершен­но неожиданно впереди этих бойцов оказывается Ии­сус, олицетворяющий святость помыслов и самой ре­волюции: «Позади — голодный пес, / Впереди — с кровавым флагом, / И за вьюгой невидим. / И от пу­ли невредим, / Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной, / В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хресто­матийным олицетворением революции, а ее созда­тель — большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Буду­чи символистом, он и в этой поэме остался верен себе.