ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО. Чацкий — новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея — гражданское служе­ние. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной пере­делке. И столкновение Чацкого с фамусовским миром — не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна прийти на смену упорядоченности прежней жиз­ни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько прак­тических шагов, результатом которых оказывается его «связь г министрами», о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное как участие героя в конкретных формах власти, кото­рые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бесси­лия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его больше ничто не связывает с родными пенатами, вероятно, он и не приехал бы вовсе, если бы не Софья. Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. Чацкий вряд ли еще когда-ни­будь появится в России. Он только укрепился в выборе, кото­рый совершил давно: жить подобной жизнью — невозможно.

И вот та родина.нет, в нынешний приезд

Я вижу, что она мне скоро надоест.

Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим довольно, — опасный человек, «карбонарий», нарушаю­щий гармонию их существования. Для зрителя он — револю­ционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский дис­пут. Для русской критической мысли, которая всегда представляла литературное произведение как иллюстрацию к истории освободительного движения — это общественно зна­чимая личность, лишенная поля деятельности.

Грибоедов первым в русской литературе XIX века показал «лишнего человека» (термин А, И, Герцена), механизм его появления в обществе. Чацкий — первый в этом ряду. За ним — Онегин, Печорин, Рудин, Базаров.

Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революцион­ный и обывательский. Вспомним, что действие пьесы происхо­дит примерно в двадцатые годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное движение, получившее впослед­ствии название декабризма. Это было общество с определенной программой, которая должна была решить главный вопрос дня — освобождение крестьян от крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти, В сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного решения — без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно было движение вперед. Но декабристов постигла неудача, и за их выступлением последовало лишь усиление авторитарной влас­ти Николая I и длительный период духовного застоя.

Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Се­натскую площадь, и тогда его жизнь была предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году.

Но могло быть и другое — неодолимое отвращение к «мер­зостям» русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Отечества. И тогда — тоска, отча­янье, желчность и самое страшное для этого героя — борца и энтузиаста, — вынужденная праздность и бездеятельность.

Грибоедов ничего не говорит о дальнейшей судьбе Чацко­го. Но какой бы путь не выбрал герой, этот путь не умалит его значения для нас. Ведь, читая произведения русской литера­туры и анализируя их, мы начинаем лучше понимать себя…