ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА. Для творчества А, С. Пушкина характерно обращение к теме истории России, что подтверждается большим количеством литературных произведений как в прозе, так и в поэзии, где автор не просто воспроизводит те или иные события, но и пы­тается дать им свою оценку с позиции поэта и гражданина.

Одно из первых таких произведений — «Песнь о вещем Олеге», написанная в 1821 году, в которой дается поэтиче­ская версия о кончине великого русского князя, прославив­шегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда», Уже здесь Пушкин представляет лите­ратурно-историческое произведение: на конкретных истори­ческих фактах, событиях и деталях воспроизводится автором жизнь Олега, строится художественно вымышленный сюжет.

Тема торжества русского оружия, героизма русского наро­да, победителя и освободителя,, ярко и сильно звучит и в про­изведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы «Евгения Онегина», воспе­вающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою»

В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «перун кагульских берегов» Румянцев, «вождь полунощного флага» Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение «Бородинская годовщина» 1831 года,

Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа, справедливое политическое устрой­ство. После тяжело пережитого всеми передовыми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года в Рос­сии наступила эпоха реакции, Пушкин вновь обращается к ис­тории» чтобы с ее помощью побудить самодержца к созидатель­ной деятельности. Он создает цикл произведений о Петре I. Кстати, в этом проявились традиции этики и эстетики декаб­ристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государством, — тоже часто обращались в своем творчестве к историческим темам. Пушкин, приводя царю Николаю I пример Петра I, взывает в стихотворении «Стансы»: «Будь… памятью, как он не злобен».

Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя го­сударства. Он пишет в поэме «Полтава»:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Похожие мысли встречаются и в поэме «Медный всадник», где поэт говорит о славном правлении Петра, называя его «вла­стелином судьбы», поднявшим «Россию на дыбы» и прору­бившим «окно в Европу».

Драма «Борис Годунов» — в определенном смысле новатор­ское произведение, в котором уже не царь, не одна личность, какой бы великой она ни была, а народ показан движущей си­лой истории. Это произведение явилось противовесом и противо­борством с господствующей тогда традицией, будто бы история и ее ход зависят от одного человека, лишь бы ему была дана власть, лишь бы он был «яркой» личностью; это уже и эволю­ция во взглядах самого Пушкина, который «развенчивает» свою же теорию, связанную с именем Петра I (хотя это развенчание начинается уже в «Медном всаднике»), В дальнейшем такое по­нимание истории и роли личности в ней будет ярко представле­но в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

«Капитанская дочка» — наиболее значительное произве­дение на историческую тематику у Пушкина по объему иссле­довательской работы, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта» — документальным произведением с массой свиде­тельств, правдиво характеризующих ожесточенное противо­стояние противоборствующих сторон. И все же эта повесть Пушкина — художественное произведение, а не чисто исто­рический документ, хотя здесь автор и пытается на судьбе вымышленных героев и связанных с ними событиях раскрыть сущность исторического момента, действительно существовав­шего в России, проследить ход истории и его закономерности, дать свое философское обоснование бунта, жизни и истории (как категории) в целом.

Оценивая значение произведений А. С. Пушкина для последу­ющего развития русской литературы, надо сказать, что он поло­жил начало традициям русской исторической прозы, Такую раз­новидность переработки исторического материала в последующие периоды русской литературы возьмут на вооружение Л. Н. Тол­стой, А. Н. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов и другие.