План
1. Становление империи.
2. Искусство I в. нашей эры.
3. Искусство II в. нашей эры.
4. Римские скульптурные портреты.
5. Искусство III и IV вв. нашей эры.
ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.В конце I в. до и. э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из республики в империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, т. е. божественным (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Его прославляла римская литература, римская поэзия и, конечно, изобразительное искусство.

Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях (так называемый августовский классицизм в период правления Октавиана). Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов V в до н. э., но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера (Зевса).
Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13-9 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме,» украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественном шествии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы.
Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиану Августу приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставлю его мраморным». Прежде всего он расширил главную площадь города — Форум, восстановил на нем некоторые здания (например, базилику Юлия), построил так называемый театр Мариелла (14 г. до н. э.).
При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 гт. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев — Колизей (от латинского слова «колоссеум» — колоссальный), по типу которого и по сей день сооружаются стадионы, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой в 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый (последний) — глухой, разделенный лишь окнами. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй — ионического, третий — коринфского. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой, кстати, могло одновременно сражаться до 3000 пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и водоснабжающая система. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, как цилиндрический, так и крестовый (основные конструкции Колизея) а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором, травертином, примененные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. Плохая сохранность Колизея объясняется тем, что в средние века, даже в период Возрождения он служил каменоломней.
Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех- и пятипролетной, в честь того или иного императора. Так, в 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной в 5,33 м, триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму. Мраморная арка высотой 20 м служила, по сути, постаментом для скульптуры Тита. В аттике (стенке над пролетом) была высечена посвяти-тельная надпись, арку украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, решенные пространственно, в сложных ракурсах и движении.
В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя — Помпеи, Стабии и Геркуланум. Начатые в XVIII в. раскопки римского города с 20 тыс. населения позволили проследить его планировку, устройство жилищ, их убранство. В результате многолетних раскопок, не прекращающихся и по сей день, открылись улицы, довольно широкие, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома — одно- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Крыша над бассейном, поддерживаемая четырьмя колоннами, имела отверстие для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения. Этот принцип заимствован римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, частной, где проходила жизнь семьи, обязательным был перистиль — внутренний двор прямоугольной формы, заимствованный римлянами у греков, любимое место отдыха семьи. Фонтаны, ниши, статуи обильно украшали перистиль. Вокруг атриума и перистиля группировались также хозяйственные и жилые помещения.
Полы в богатых домах украшались мозаикой — наборной живописью из естественных горных пород или цветных морских камушков — гальки, а также из цветной стеклянной пасты (смальты). В доме Фавна в Помпеях (название возникло благодаря бронзовой фигурке фавна, найденной в доме) раскрыли мозаику площадью в 15 кв. м, изображающую битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, даны портретные характеристики греческого полководца и воинов, их одежды и оружие. Мастерству композиции соответствует красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, красного, желтого цветов.
Стены дома расписывались фреской. Во II в. до н. э. фреска чаще всего подражала цветному мрамору и разным породам камня, чему римляне тоже научились от греков (так называемый инкрустационный стиль). В I в. до н. э., еще в период республики, стиль росписей несколько изменился. Росписи стали включать разные архитектурные детали – колонны, карнизы, пилястры, капители, иногда это большие многофигурные композиции, как, например, сцена мистерии, посвященной культу Диониса, на красном фоне стены в «Вилле мистерий» близ Помпей. Фигуры Диониса, его жены Ариадны, участников мистерии, танцовщиц поражают гармонией, пластикой движений. Колорит изыскан и сложен: золотисто-желтое, золотисто-розовое сочетается с сиреневым, пурпурным, лиловым (так называемый архитектурный стиль). Позднее, уже в период империи, создается третий стиль, который часто называют «египтизирующий» (по египетским мотивам).
В I в. н. э., особенно во второй половине, росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки, холлы и площади, жанровые сцены, натюрморты (дома в Геркулануме). В центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на мифологический сюжет (так называемый фантастический стиль).
Во II в. н. э. в период высшего могущества Римская держава распространилась от Испании и Галлии на западе и до Египта и Сирии на востоке.
Каждый из императоров старался украсить римский форум. Наиболее грандиозным был форум императора Траяна (109-113), построенный архитектором Аполлодором. Его площадь — 116 х 95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь к< лонна Траяна, ствол которой более 30 м высоты сложен из 17 барабанов куррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в XVI в. заменили статуей апостола Петра. После смерти императора урну с его прахом поместили в пьедестал колонны. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101-103-й и 106- 107 гг.): сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. В рельефах 2500 фигур, 90 раз повторяется изображение Траяна — все трактовано глубоко реалистически, но пронизано пафосом прославления победителя. При императоре Адриане (117-138) был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «храм всех богов», построенный из камня, кирпича и бетона в 118-125 гг., круглое в плане здание высотой 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита; основное внимание уделено интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодчества. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш сейчас могила Рафаэля), а верхний расчленен пилястрами из цветного мрамора. Инте¬рьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен. Сложнейший комплекс представляет Вилла Адриана в Тибуре. По типу , этрусского тумулуса был начат мавзолей Адриана в Риме, в средние века пере-деланный в замок св. Ангела. II в. — время наивысшего могущества Римской империи. Ее легионы стояли в Британии и Египте, в Северном Причерноморье и Малой Азии. И всюду римляне привносили свой образ жизНи, свои вкусы и художественный опыт. Римлянами был создан еще один тип сооружений — термы, общественные бани. Термы — это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211- 216) площадью более чем в И га. Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. В портретах этого времени мы «читаем» всю жестокую историю Рима: произвол ее правителей, праздное бытование утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой Ювенал писал: «Свирепей войн налегла на нас роскошь». Развитие скульптурного портрета прошло не¬сколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкая характеристика человеческих чувств или их трезвая реалистическая оценка (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Виттелия), стремление создать идеал, подобный греческому (II в. — эпоха Адриана, например, изображение любимца императора Антиноя), и сатирический обличающий пафос портретов последних веков существования (III-IV вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, ранее окрашиваемый в портретах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. ВIII-IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих римских монументов. В XIV в. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. «Философ на троне», стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье. В своем дневнике он писал: «Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна». Со второй половины II в. глубокий экономический кризис, в который вступает Римская империя, порождает среди прочих и конфликт между индивидом и обществом. И это находит отражение в портрете. III в. — период кровавых гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ производства (а с ним и рабовладельческое мировоззрение) исчерпывает себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются свободные арендаторы — колоны, складываются элементы новых форм существования, предвосхищающие феодализм, но развитие их тормозится рабовладельческими отношениями. В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, с востока наступали персы. Города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. Скульптурный портрет III в. полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Императоры, поднятые на щит копьями солдат, «фракийцы» и «аравитяне», не жили интересами государства, они проводили время в походах и редко умирали своей смертью. Их скульптурные изображения глубоко правдивы, жизненны и беспощадно разоблачительны. Это исторические документы эпохи, выраженные языком искусства. Мучительное раздумье, страх, неуверенность, отчаяние на лицах в этих портретах отражают трагические противоречия эпохи (портрет Филиппа Аравитянина). Античность погибала. Мистические восточные культы, сложные теологические учения, распространявшиеся как в провинциях, так и в самом Риме, также нашли отражение в искусстве. Но главное изменение приносила новая религия — христианство, возникшая в I в. и до 313 г. служившая религией неофициальной. Согласно античному мировоззрению, человек — игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же и мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был полный разрыв с античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами. И искусству новой эпохи — Средневековья — предстояло уже очень сложным путем развивать черты позднеантичного мира.