ИСКУССТВО И НАУКА ГРЕЦИИ В V-IV вв. до н. эВ рассматриваемый период в Греции начался подъем во всех сферах искусства: развивалась театральная деятельность, литература, скульптура, живопись, архитектура, спортивное искусство.
В 494 г. по инициативе Фемистокла на сцене Афинского театра была поставлена трагедия Фриниха «Взятие Милета». Она потрясла зрителей страшными сценами гибели прекрасного города, насилия и порабощения, страданий жителей, оплакивающих своих близких.

Благодаря этой постановке Фемистокл завоевал доверие многих своих сограждан и вскоре был избран в архонты.
В 480 г. состоялось первое состязание авторов комедий. Несмотря на попытки государства ограничить свободу творчества комедийных поэтов, афиняне отстаивали свой любимый театр. Он привлекал простых жителей яркими декорациями, нарядными костюмами актеров, карикатурными масками, веселыми песнями и интересными сюжетами.
Сюжеты комедий были особенно близки афинянам, так как брались чаще всего из современной поэту действительности. Часто на сцену выводились политические деятели Афин. Политическая карикатура была основным методом борьбы поэта с его политическими противниками.
Со временем структура комедии обрела четкие формы: она начиналась с пролога, вводящего зрителя в основной курс событий, затем следовало вступление на сцену хора и актеров (народ), далее шло состязание комических героев друг с другом в бурном споре, изобилующем выпадами и комическими эффектами. После этого действие прерывалось интермедией (парабазой), когда на сцене оставался только хор, исполняющий песни. Вторая часть комедии представляла собой ряд отдельных коротких сцен, заканчивающихся уходом со сцены актеров и хора обычно с песнями и танцем.
Одним из самых ярких поэтов в 430-425 гг. стал Аристофан, создатель политической комедии. До Аристофана целью комедии было повеселить и развлечь зрителя, заставить его смеяться. Поэт же впервые поставил перед комедией большие воспитательные задачи, а сам смех стал у него мощным орудием влияния на сознание людей.
Творчество Аристофана отличается неиссякаемой фантазией, живостью и оптимизмом, оно тесно связано с простым народом. В своих взглядах поэт придерживается позиций свободных земледельцев, а не рабовладельцев Аттики, он критикует политические убеждения афинского полиса и политику радикальной демократии. Так, во время Пелопоннесской войны Аристофан выступает страстным борцом за мир. Он пишет комедию, которая так и называется — «Мир». В ней хор, состоящий из крестьян враждующих между собой государств, отстаивает интересы мира.
Параллельно комедии развивалась и трагедия. Ее «отцом» справедливо называют Эсхила. Он происходил из знатного рода, был современником греко-персидских войн, а также участвовал в битве при Саламине, которую позднее описал в трагедии «Персы» (473-472). В этой трагедии Эсхил подробно описал Саламинское сражение и отразил торжество афинян, одержавших победу. О битве в трагедии рассказывает персидский вестник, которого по ходу действия пьесы послал персидский царь Ксеркс в Сузы к своей матери рассказать о поражении персов. Трагедия была поставлена в Афинах в 473 г. При постановке этой трагедии были впервые созданы перспективные декорации. Их авторство при¬писывают Агафарху, афинскому художнику.
Расцвет творчества Эсхила пришелся на 470-458 гг. — период развития и укрепления афинской демократии. Именно в это время написаны самые знаменитые его трагедии. К сожалению, из 90 трагедий, автором которых является Эсхил, до нашего времени дошли только 7.
Эсхил часто использовал в своих трагедиях мифологические сюжеты, но отображал и актуальнейшие вопросы своего времени. Так, основной темой трилогии Эсхила «Орестея», состоящей из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды», служит борьба между гибнущим материнским и побеждающим отцовским правом.
Мужественную борьбу против богов-тиранов, за счастье человечества Эсхил показал в трагедии «Прометей прикованный». Здесь автор выступает в качестве художника-гуманиста. Он показывает, как искра божественного огня, зажженного на земле Прометеем, стала огнем человеческой творческой мысли. Таким образом миф о Прометее преображается в величественную трагедию борьбы разума за культуру и справедливость.
При создании своих трагедий Эсхил выступил новатором в области приемов написания сюжета. Он впервые вывел одновременно двух актеров и тем самым создал независимый от хора актерский диалог, который затем стал быстро развиваться за счет хоровой части. Кроме этого, Эсхил одел героев и хор в торжественные полужреческие одежды, применил первые сценические эффекты.
Во время постановки одной из трагедий Эсхила были впервые использованы особые приспособления (энкиклемы), позволяющие показывать богов и героев, парящих в воздухе.
Последующее развитие театрального искусства происходило очень быстро. Большую лепту в эту отрасль искусства внесли Софокл и особенно Еврипид. Но Эсхил навсегда остался в истории «отцом трагедии» и величайшим драматическим гением.
Творчество Софокла относится к периоду экономического процветания и превращения Афин в культурный центр Греции после греко-персидских войн Это наложило неизгладимую печать на все творчество Софокла. Красоте атлета,которая ранее считалась идеалом гражданина, Софокл противопоставляет обаяние глубоко чувствующего и мыслящего человека, сочетающего в себе телесную красоту духовной.
Софокл в своих трагедиях впервые создал женские образы наравне с мужскими. Среди них — незабываемые Иокаста, Йемена и особенно Антигона, ставшие симполами красоты, доброты и твердости человеческого духа в его обаятельно-мягкой и женственной форме.
В трагедии «Антигона» (440-431) Софокл отобразил столкновение двух разных моральных принципов: законов государства о гражданском долге с моральными законами семьи. Несмотря на неизбежную государственную кару, Антигона предпочитает выполнить сестринский долг и похоронить брата, совершившего преступление. Она спокойно и гордо идет на мучительную смерть, и восторженный хор поет гимн величию человека: «Много в природе дивных сил, но сильней человека — нет!»
Высоко ценится и трагедия Софокла «Царь Эдип», созданная в 425-410 гг. Автор выводит Эдипа в образе благородного человека, над которым еще до рождения навис тяжелый рок, заставивший его против воли совершить два величайших в мире преступления — убить отца и жениться на матери. Целью этой трагедии было возбудить в зрителях мысли о несправедливости всесильного рока и о величии самого Эдипа как человеческой личности.
Еще одним выдающимся трагиком Древней Греции был Еврипид. Расцвет его творчества пришелся на 430-408 гг., когда страну терзала Пелопоннесская война, которая углубила внутренние противоречия Афин и привела сначала к кризису, а затем и к падению афинского демократического полиса. Поэтому трагедии Еврипида являются отображением политических проблем современного ему общества через призму мифологии. В них трактуются злободневные философские и этические проблемы, такие как «проблема равенства по природе рабов и свободных, полемика против чрезмерного богатства, проблема семьи и положения женщины, критика религии, критика мифов и их новое переосмысление».
Еврипид превратил миф в форму, способ изображения характеров и судеб нового мира. Кроме того, он изменил язык и хор трагедии, широко используя и некие лирических арий, иногда слабо связанных с сюжетом. Еврипид впервые вынес на обсуждение в театр отношения в семье, проблемы брака. Так, в трагедии «Медея», сюжет которой взят из мифа о походе аргонавтов за золотымм руном, поэт сосредоточил основное внимание зрителей на измене Ясона Медее. Он представил любимца публики Ясона эгоистом, действующим не по любвии, а по расчету, и высказал свое сочувствие к покинутой и обманутой им колхидской царевне. «Медея» Еврипида — яркий образец трагедии на злободневную тему «о положении женщины и одновременно философское решение проблемы страсти, затмевающей разум и ведущей человека к роковой развязке».
Весьма интересно представление Еврипида о божественных силах. Он обвиняет богов несправедливости, доходя до прямого отрицания их существования в речах героев. «На небе боги есть … Так говорят! Нет! Нет! Их нет!» – говорит он устами главного героя трагедии «Беллерофонт».
Политические взгляды Еврипида можно проследить в трагедиях «Гераклиды», «Просительницы», «Андромаха». В этих трагедиях он выступает сторонником демократического строя, горячим афинским патриотом, прославляющим морское могущество Афинской державы. Для Еврипида также характерно резко отрицательное отношение к консервативной Спарте («Гераклиды») и к дельфийскому оракулу.
Резко критикует поэт мифологические предания. В трагедии «Троянки» Еврипид развенчивает героев, покоривших Трою, — Агамемнона, Менелая, Одиссея. Их поступки, прославленные мифами и эпосом Гомера, в действительности оказываются бессмысленной жестокостью и разрушениями и не заслуживают поэтому ни восхищения, ни подражания. Поэт посредством своих трагедий пытался показать неустойчивость человеческого духа, проанализировать человеческие инстинкты и исследовать силы, воздействующие на человеческую жизнь.
Вместе с тем Еврипид создает и глубоко лирические произведения, отличающиеся необычайной поэтической красотой.
Еврипид не был понят и оценен по достоинству своими современниками. Его слава пришла значительно позже, чем слава Эсхила и Софокла.
Постепенно преображается и сам театр как площадка действия героев. Если в течение всего классического периода актеры играли на орхестре, то есть там же, где помещался хор, то в 420-400 гт. в театре часть орхестры была занята сценой для игры актеров. Таким образом, игра актеров отделилась от места игры хора. Возникла первая сцена. Она привела к уменьшению орхестры, перестроенной в начале V в., теперь представляющей собой полукруг, примыкающий к проскению. В IV в. была закончена перестройка театра, причем вокруг орхестры были возведены ряды каменных скамей, выстроенных на склонах Акрополя. Тем самым намного увеличилось количество мест для зрителей.
На 475-450 гг. пришелся расцвет творческой деятельности скульптора Мирона. Он вошел в историю как ваятель атлетов-победителей на соревнованиях. До нас дошли копии его «Дискобола», где Мирон запечатлел наиболее характерный момент в движении атлета, мечущего диск, и отдельных фигур скульптурной группы, изображающей Афину и Марсия, которые отличаются тонкостью психологической характеристики каждого из этих образов.
В IV в. в искусстве получили развитие новые черты — тонкая наблюдательность, более свободное выражение индивидуальных особенностей. Вместе с тем классическая гармония века Фидия ушла в прошлое. Общественный идеал греческого искусства вытесняется психологическим интересом к внутренней жизни личности.
Характерным представителем этого нового направления был знаменитый скульптор из Афин Пракситель. В оригинале до нашего времени дошла единственная его работа — «Гермес с младенцем Дионисом», созданная в 360-340 гг. Автор изобразил Гермеса стоящим в легкой непринужденной позе, он облокотился на древесный ствол и дразнит мальчика Диониса кистью винограда.
Совсем иное впечатление производит творчество скульптора Скопаса из Пароса. Произведения Скопаса столь же совершенны в художественном отношении, как и статуи Праксителя, но они проникнуты драматизмом, бурным движением.
Среди них можно назвать фигуры из фронтонной композиции храма Афины Алей в Тегее. Здесь Скопас решительно нарушает традиционную для греческой пластики трактовку лица, придав ему полное жизненных эмоций выражение.
Традицию Скопаса продолжил третий крупнейший скульптор IV в., Лисипп. Из его произведений наибольшей известностью пользуется статуя «Апоксиомен» — атлет, очищающий скребком свое тело. В творчестве Лисиппа реализм греческой скульптуры приобретает более жизненный, жанровый характер. Голова Александра Македонского, изваянная Лисиппом, — предвестие новой эпохи, эпохи эллинизма, с ее культом властителя-героя.
Не менее успешно в данный период развивалась и живопись. Наиболее ярко ее отражают творения живописца Полиглота, созданные в 460-440 гг. К сожалению, из фресок Полиглота, которыми он украсил так называемый «Пестрый портик» в Афинах, не сохранилось ни одной: они известны нам лишь по позднейшим описаниям.
Полигнот впервые создал сложные многофигурные композиции, используя наиболее драматические сюжеты греческой мифологии и истории. Некоторое представление о композиционных и изобразительных приемах живописца дает краснофигурная вазовая живопись. Расписывавшие эти вазы художники, несомненно, руководствовались образами живописи Полигнота.
Произведения Полигнота оказали огромное влияние не только на живопись, но и на скульптуру.
Ярким памятником архитектуры, отразившим особенности данного времени, стало строительство Парфенона в 440-430 гг.
Парфенон представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, были выполнены крупнейшим скульптором Фидием или непосредственно под его руководством.
Одновременно с Парфеноном под руководством архитектора Мнесикла были возведены Пропилеи (вход). Они «представляли собой мраморную лестницу, по обе стороны которой были постройки, открывавшиеся на лестницу колоннами». Пропилеи не имели никаких скульптурных украшений. Перед южным кры¬лом Пропилеев был построен небольшой изящный храм Афины Ники, или храм «Бескрылой победы».
К концу V в. у северного края скалы Акрополя, напротив Парфенона был возведен ионический храм Эрехтейон (в честь мифического царя древнейших Афин Эрехтея), архитектором которого считается Филокл.
Также в Акрополе находилась прекрасная огромная статуя Афины-воительницы работы Фидия. К сожалению, ни эта статуя, ни другие шедевры Фидия — статуя Афины в Парфеноне и статуя Зевса в Олимпийском храме, не сохранились.
В 408 г. появился новый олимпийский вид спорта — состязания колесниц, запряженных парой лошадей. В этих состязаниях могли принимать участие только состоятельные люди — правящая верхушка, богатая рабовладельческая знать, у которых были средства на приобретение хороших лошадей и оплату возничих. Победившим считался собственник колесницы.
В 320-300 г. получила развитие музыкальная теория Аристоксена.
Основа музыкальной теории и музыкальной акустики была заложена в Греции еще Пифагором. Именно Пифагор установил соотношение между высотой звука и длиной струны: чем длиннее струна, тем звук ниже. В отличие от Пифагора, ученик Аристотеля Аристоксен основное внимание сосредоточил не на математических изысканиях, а на реально слышимых соотношениях между звуками. Между этими двумя направлениями долго сохранялось противостояние. К этому же времени сформировалась и нотная грамота, то есть «обозначение звуков условными знаками». Для этой цели пользовались буквами. Нотация вокальной музыки отличалась от инструментальной.
В 460-445 гг. возникла теория Эмпедокла о строении материи. Ее суть со¬стояла в следующем: все явления природы состоят из четырех основных материальных элементов — земли, воды, огня и воздуха. Их соединение и разъедине ние «дает начало определенным циклам мироздания».
Учение Эмпедокла базировалось на смеси материалистических представлений и веры в переселение душ и проповеди религиозного очищения. Поэтому его теория имела и слабую сторону. Так, Эмпедокл говорил о силах, приводящих в движение частицы материи действием двух противоположных сил – «дружбы» и «вражды», соединяющих и разъединяющих материальные элементы.
В 460-428 гг. Анаксагор выдвинул идею о бесконечно малых величинах. В целом в V-IV вв. продолжалось дальнейшее накопление значительного фактического материала в областях науки. То есть большинство открытий этих веков имело теоретическое значение. В частности, идея бесконечно малых величин, выдвинутая Анаксагором, несколько позднее нашла свое практическое применение в геометрии и стереометрии. С помощью этой теории были определены объемы шара, конуса.
В 440 г. увенчались успехом долгие труды одного из первых ученых астрономов, Метона, — он составил первый календарь движения Солнца, в котором указывалось ежедневное перемещение Солнца по небу. Кроме того, Метон сумел также найти «точное соотношение между солнечным и лунным годом», он определил, что длина года равна 365 и 5/19 суток. Метонов календарь просуществовал в течение четырех столетий, до введения юлианского календаря.
В 420-370 гг. Демокрит обосновал и развил учение об атомах. Его учение базировалось на двух основных положениях:
1. Мир состоит из качественно однородных, неделимых, различаемых только по величине и форме атомов и пустоты, в которой совершается их механическое движение.
2. Все явления происходят не случайно, но в силу необходимости. Возникновение и исчезновение бесчисленных миров, на которые распадается Вселенная, обусловлено непрерывным движением атомов в пустоте. Сталкиваясь и отталкиваясь, соединяясь и разъединяясь, атомы образуют вещи.
Последовательно развивая эти положения, Демокрит пришел к выводу, что «душа» человека также есть сочетание наиболее подвижных и круглых атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образующих мир.
Осознав несоздаваемость и неуничтожимость материи, Демокрит впервые выразил идею вечности материи. Эта идея до сих пор лежит в основе материалистического понимания природы.
В области теории познания Демокрит выступал безусловным материалистом, но так и не смог решить вопрос о диалектической связи чувственного восприятия и рационального мышления.
Кроме создания учения об атомах, Демокрит работал и над многочисленны¬ми естественнонаучными сочинениями, где затрагивал различные вопросы астрономии, космографии, геологии, физики, метеорологии и биологии.
В 365-360 гг. греческий ученый Эвдокс разработал учение о пропорциональности и создал теорию соотношений несоизмеримых величин, которая во многом предвосхитила теорию иррациональных чисел, возникшую лишь в конце XIX в.
Выдающимся деятелем в области медицины был Гиппократ. Он считал, что медицина требует систематического и всестороннего наблюдения больных, и утверждал, что все части организма взаимосвязаны друг с другом.
Большое внимание Гиппократ уделял внешней среде — климату, почве, воде. Он же разработал учение о четырех темпераментах (сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом). Ученый первым стал отрицать «ниспосланные богами болезни», противопоставив этому объяснению систему эмпирических наблюдений за ходом самой болезни.
Имя великого греческого ученого неотделимо от развития медицины — до сих пор медики приносят клятву Гиппократа. Многочисленные произведения знаменитого греческого ученого были объединены в «Гиппократовом сборнике».
В 350 г. Аристотель доказал шарообразность земли. В своем труде он писал: «Если бы Земля была квадратной, треугольной или шестиугольной, мы бы увидели при лунном затмении тень соответствующей формы. Поскольку тень шарообразная, то и Земля такой же формы».
Среди гуманитарных наук наибольшего развития достигла история. Огромный вклад в это внесли Геродот, Фукидид, Ксенофонт.
Геродот был выходцем из знатного рода. В молодости он вследствие участия в политической борьбе был вынужден покинуть родной город Галикарнас. Во время своих путешествий Геродот побывал в Малой Азии, на восточном побережье Средиземного моря, в Месопотамии, в Северной Аравии, в Египте, а так¬же в различных местах балканской Греции, в Македонии, Фракии, в Северном Причерноморье и в Колхиде. В 443 г. он присоединился к другим колонистам и выехал в Южную Италию, в основанную под руководством Афин новую колонию Фурию.
Геродот проявлял широкий интерес как к собственной истории, так и к истории соседей: скифов, персов и завоеванных персами народов, с которыми греки были издавна в торговых сношениях. Свои наблюдения, а также собранные во время путешествий сведения и мифы он изложил в 9-томном труде под названием «История» (432-425). Каждый том был посвящен одной из муз.
Геродот начал писать книгу накануне Пелопоннесской войны и окончить не успел: повествование заканчивается описанием взятия Афинами в 478 г. города Сеста на Геллеспонте.
«История» принесла Геродоту славу и титул «отца истории». Следует отметить, что собранный автором огромный и разнообразный фактический материал с течением времени все более подтверждается археологическими раскопками.
Не менее Геродота прославился своими работами и второй крупнейший историк — Фукидид. Он происходил из богатой афинской семьи, был государственным деятелем. Принимал непосредственное участие в Пелопоннесской войне, будучи стратегом, однако проявил себя неумелым командиром: вследствие его ошибок афинский военно-морской флот у берегов Фракии не успел предотвратить захвата спартанцами важнейшего в этой области афинского опорного пункта — города Амфиполя. Эта неудача стоила Фукидиду изгнания из Афин. Он поселился во Фракии, где прожил 20 лет, продолжая внимательно наблюдать за последующими событиями Пелопоннесской войны. Приняв решение описать эту войну, Фукидид тщательно собирал материалы, побывал на местах многих сражений.
Вернувшись по амнистии домой в Афины, историк начал работу над книгой под названием «История», которая продолжалась с перерывами в течение 420-396 гг. — всю жизнь Фукидида. Работа состояла из 8 книг. Важно отметить, что в своей «Истории» Фукидид впервые применил метод обратного умозаключения.
Продолжением «Истории» Фукидида стала «История Греции» Ксенофонта, написанная в 390-370 гг. Она состоит из семи книг и охватывает события 411- 362 гг.
Помимо этой исторической работы, Ксенофонт писал философские и экономические труды, в частности о наиболее рациональной эксплуатации рабов. Его перу принадлежат также риторические сочинения и даже небольшое произведение, похожее на исторический роман, — «Воспитание Кира», в котором он пропагандирует монархические идеи.
Таким образом, можно сделать вывод, что в V-IV вв. до н. э. в Греции отмечался подъем во всех областях искусства и науки, имевший огромное влияние на дальнейшее их развитие не только в этой стране, но и во многих других.