ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ». В критике и публицистике 50-60 годов XIX века поня­тие «старшее поколение» и «младшее поколение» («отцы» и «дети») имело определенный политический смысл. Под «молодым» поколением демократические публицисты разуме­ли сторонников новых, передовых идей, то есть революцион­ных демократов а под «старшим» поколением — либеральное дворянство, т. е. тех людей, которые некогда играли важную роль в жизни русского общества, а теперь утратили понимание современных общественных задач. Таким образом, заглавие «Отцы и дети» указывало, что речь в романе пойдет о борьбе единых направлений социально-политических групп.

Раскрывая в романе этот конфликт, Тургенев отразил об­щественно-политическую борьбу середины XIX века, развер­нувшуюся вокруг крестьянского вопроса -— главного вопро­са эпохи. В это время борьба между идеологами дворянства и революционными демократами, призывавшими Русь «к то­пору», достигла наибольшей остроты. Времена, когда Оне­гины и Печорины, и даже Рудины считались передовыми людьми, остались позади. Дворянская идеология, пусть даже либеральная, уже стала несомненно реакционным явлением. «Вся моя повесть,— утверждает Тургенев,— направлена про­тив дворянства как передового класса».

Показывая далеко не худших представителей дворянско­го сословия, Тургенев утверждает, что антагонизм крестьян и помещиков постепенно достигает предела. Мы узнаем, что у Николая Петровича большие хлопоты с мужиками в ны­нешнем году, что они не платят оброка и подбивают к непо­виновению наемных работников.

Тургенев рисует деревенский пейзаж, который говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем длинные опи­сания и рассуждения. При виде этой нищеты даже Арка­дий понимает необходимость преобразований. «Но полно­те, как приступить?» — думает он. Это был, действительно, главный вопрос эпохи. Он-то и породил те острейшие поли­тические споры, которые вели два лагеря: либералы и рево­люционные демократы.

На примере семьи Кирсановых Тургенев показал обре­ченность дворян-либералов как сословия. Беспомощные, неумелые, бесхозяйственные, они для себя ничего не умеют делать. Где уж им решать кардинальный вопрос эпохи! Цент­ральной фигурой романа стал главный деятель освободитель­ного движения послереформенной эпохи — революционер-де­мократ Базаров. «Если он называется «нигилистом»,— сказал Тургенев о своем Базарове,— то надо читать «революцио­нером». Базаров говорит: «Мы драться хотим». Он отри­цает весь общественно-политический строй своего времени и с презрением относится к тому официальному «обличи- тельству», с которым во многом соглашается Кирсанов. Для Базарова характерны смелость воззрений, ясность и последо­вательность критики существующего строя. «Надо начинать с перестройки бытия, материальной основы общественных отношений»,— утверждает он и в этом сходится с материа­листическими воззрениями Чернышевского.

Слабостью художественного образа Базарова явилось по­литическое, идейное и психологическое одиночество героя в чуждой ему дворянской среде. Тургенев показывает готов­ность Базарова действовать в духе демократических убежде­ний и в то же время не предоставляет своему герою такой возможности: Россия, с точки зрения Тургенева, в таких раз­рушительных действиях не нуждается. А может быть, Тур­генев прав?