ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА. Пьесы Островского и Чехова различны по проблематике и настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится дей­ствующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Огром­ный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красо­той, суровой и могучей. На его фоне человек кажется ничтожно малым и все его етрасти — бурей в стакане воды. Вишне­вый сад — это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив той тихой, ми­лой, уютной красотой, что так притягивает человека к родно­му дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, кото­рая была ее другом, защитником. Отношение к природе явля­лось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине души бо­ятся ее. Так, для Дикого гроза —- это кара божия за грехи.

Герои «Вишневого сада» — Раневская, Гаев — и все, чья жизнь быЛа связана с ними, любят его: нежная, тонкая кра- еота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы проходит на фоне этого сада. Он все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе го­ворят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, мечтают, его вспоминают.

У Островского пейзаж также дополняет действие. Так, объяс­нение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, Катерина кается во время грозы в полуразрушен­ной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездо, ма­лая родина, где прошли их детство и юность, где родились и угас­ли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспомина­ния. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень моло­да, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает виш­невый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным ис­пытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает покоя человеку его прошлое. Вишне­вый сад — это символ жизни, ее прошлого, настоящего и бу­дущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь.

В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий все грехи. Но люди не столь милосердны, как природа: «темное царство» затравило героиню, которая ос­мелилась преступить его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страда­ния. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кро­ме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом равнодушной и прекрасной природы.