ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА. «Война и мир» — это национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года. Отечественная война, как гроза, прокатилась над Россией, выдвинув на передний план главную силу исторического процесса — народ. Народ в романе — это все лучшее, что есть в русской нации, силы которой всегда проявляются в годину бедствий, во время тяжких испытаний.

Всех героев своего романа Толстой проверяет «грозой две­надцатого года», все они получают нравственную оценку писа­теля, зависящую от того, насколько каждый из них способен проникнуться общим с народом чувством. Для всех же отде­льных людей, которые и составляют, в сущности, русский на­род, характерно в грозные дни войны то основное чувство, ко­торое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма».

Большая часть дворянского общества не выдержала исто­рической проверки, обнаружив равнодушие к судьбам стра­ны, народа, ко всему, кроме своих собственных корыстных интересов. Война не изменила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, по-прежнему заполненной мелкоусобной борьбой различных партий, заглушаемой лишь «трубением придворных трутней».

Совсем иначе рисует Толстой развитие народных настро­ений. Народное сознание как активная сила в хаосе войны становится реально ощутимой при приближении врага к Смо­ленску. В романе появляются массовые сцены, в которых чувствуется настроение самых различных слоев нации: ку­печества, мещанства, крестьян. Эти сцены встречаются в ро­мане вплоть до оставления Москвы, после чего они перехо­дят в сцены партизанского движения.

Пожар и сдача Смоленска сливаются в романе с картиной разорения, гибели урожая, отступления войск и приближе­ния грозы народного гнева. «Жара и засуха стояли более трех недель. Оставшиеся на корню хлеба опадали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя кор­ма на сожженных солнцем лугах. Шли отступающие войска, утопая в пыли. Ветра не было, и люди задыхались в этой не­подвижной атмосфере». Толстой зримо воссоздает тяжелую предгрозовую картину. Вместе с тем писатель показывает, как в этой обстановке рождается то новое, что должно было погубить французов: озлобление народа против врага и реши­мость до конца бороться с ним. Именно в этом Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны.

В изображении писателя народный этап войны начина­ется с момента прибытия в армию нового главнокомандую­щего — Кутузова, олицетворяющего в романе подлинную на­циональную стихию и народную мудрость. Рисуя единство духа Кутузова и армии, подъем настроения в среде солдат и офицеров, Толстой: как бы подготавливает нас к выводу, что победа в войне определяется прежде всего духом войска и народа. Идея народной войны проникла в самую гущу на­родных масс, все чувства солдат сосредоточены на том, что предстоит смертельная схватка с врагом, требующая всех сил, что решается судьба Отечества. На предстоящее Бородинское сражение солдаты смотрят как на общественное дело: «Всем народом навалиться хотят». Ополченцы по вековой народной традиции надевают перед сражением чистые рубахи, пони­мая, что будут стоять насмерть. Солдаты отказываются от водки: «не такой день, говорят!». В этих простых, связан­ных с народными понятиями и обычаями, формах прояви­лась та высокая и могучая нравственная сила русского,вой- ска, которая не могла не принести победы над врагом, не обладающим этой силой.

На батарее Раевского Пьер наблюдает за тем, как «скры­тая теплота патриотизма» разгорается ярким огнем и вспы­хивает на лицах солдат как бы наперекор совершающемуся. То же чувство переживает и Пьер.

Высокий патриотический дух и нравственная сила рус­ской армии принесли ей в Бородинском сражении не ту победу, которая выражалась в захвате знамен и позиций, в бегстве противника — ничего этрго не было, Москва была оставлена, а ту победу, «которая убеждает врага в нравствен­ном превосходстве противника и в своем бессилии».

Чувство мести, жившее в душе каждого человека и все­го русского народа, породило уже -после взятия Смоленска, и особенно после оставления Москвы, партизанскую войну, которая приняла всенародный характер. Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или плохо будет под управле­нием французов: «…под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Партизанская война вспыхнула стихийно, и, прежде чем она «официально была признана», тысячи французов были истреблены отрядами «мужицкими и помещичьим:и, пешими и конными, мелкими и сборными», отдельными народными мстителями, вроде Тихона Щербато­го, который с топором в руках шел на врагов не потому, что его кто-то принуждал, а под воздействием естественного пат­риотического чувства и ненависти к непрошенным гостям.

Русский народ одержал победу над непобедимой прежде армией Наполеона, вынеся на своих плечах тяжкие лишения, великие страдания и бедствия, и поэтому Толстой с любовью, гордостью и восторгом называет тех, кто спас родную землю от захватчиков, «чудесным, бесподобным народом».

В «грозе двенадцатого года» была заключена огромная нравственная сила, которая очистила и переродила многих ге­роев Толстого, сокрушила в их душах сословные предрассуд­ки, эгоистические чувства. Князь Андрей сближается с про­стыми солдатами, которые называют его «наш князь». Он начинает понимать, что главное назначение человека — в слу­жении людям, и только смерть обрывает его нравственные ис­кания. Но читатель верит, что они будут продолжены его сы­ном Николенькой. К духовному обновлению приходит Пьер, пережив вместе с народом страдания Родины.

И Наташа Ростова, и Марья Болконская, и Петя Ростов, и многие другие герои «Войны и мира» в годы Отечествен­ной войны жили общей с народом жизнью, подчиняясь об­щей цели. Так в годину всенародного бедствия, в грозовом 1812-м, проявились лучшие национальные черты русского человека, выявилось то лучшее, что было свойственно лю­бимым героям Толстого.