ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои произведения с тем общим обязательным представлени­ем о нашей жизни, которое определялось власть имущими. Они раз и навсегда отвели литературе роль служанки полити­ки. Но, конечно, всегда находились такие писатели, которые не могли кривить душой, предпочитая безопасности опалу, гонения, а то и тюрьму, Жизнь и творчество Б, Пастернака,

В.  Гроссмана, А. Солженицына и других тому подтвержде­ние. По праву к этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потерпевшего за свой замечательный роман «Не хлебом единым». И уж если искать реальных героев, то такие писатели могут быть достойными образцами. Всегда стре­мился к правде и Даниил Гранин. И видимо не случайно оба эти писателя обратились к образу ученого-борца. Мне хоте­лось бы поговорить о героях романа Дудинцева «Белые одеж­ды» и повести Гранина «Зубр».

Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с невеждами, которые захватили власть и надеялись превра­тить науку в свою вотчину. Печально знаменитый академик Лысенко, полностью отрицавший генетику, решил уничтожить и ее, и ее сторонников. Это отбросило нашу биологию, селек­цию, сельское хозяйство далеко назад, а ведь в 20—30-е годы в СССР были ученые-генетики с мировым именем. Многие из них оказались в лагерях и тюрьмах и были расстреляны. Нако­нец, в 1948 году состоялась известная сессия ВАСХНИЛ, со­гласно решениям которой все противники Лысенко были зак­леймены, а генетика фактически запрещена. Но и после этого ученые-борцы нелегально продолжали свои исследования. Та­кова историческая подоплека обоих произведений.

Н. В. Тимофеев-Ресовский — главный герой повести «Зубр». Книга названа по прозвищу Николая Владимирови­ча. Почему же его так называли? Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведения, и в том, что зубр — суще­ство, пришедшее к нам из древности. Именно таким предстает Ресовский в обстановке культа «вождя народов» и вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными мира, пользуется большой известностью. Уцелел он в страшное ста­линское время только потому, что еще задолго до войны уехал в Берлин возглавлять советско-германский институт биоло­гии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период жестоких репрессий. А потом помешала война.

Почему же можно считать Зубра героем? Основания для этого — его честность, стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время войны он спасает людей, бежав­ших из плена. Он понимал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал на Запад из Берлина перед тем, как туда вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не может сломить его. Из заключения Ресовс­кого вызволяет один крупный ученый. Его отправляют в ссыл­ку в Миасово, Верный себе, он и там создает неофициальный центр, в который стекались ученые всей страны для обсужде­ния проблем генетики. Такие занятия могли в то время быть приравнены к государственным преступлениям. Но это не ос­танавливает Зубра. Так же, как в Германии он спасал бежав­ших из плена, здесь он спасает молодежь от плена духовного.

Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимофеева. Но официального признания он так и не дождал­ся. Впрочем, он никогда и не искал его, дорожа своими прин­ципами. Писатель говорит, что он не боролся за свои убежде­ния, он просто следовал им в любых условиях. У него выходило так, что всегда можно быть самим собой. Ничто извне не мог­ло помешать этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг — оставаться самим собой!

Совсем в других условиях оказались герои романа Дудин- цева. Но и перед ними стояла та же проблема. Отказаться от своих взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе.

«Белые одежды»… Почему так назван роман? «Они, облачен­ные в белые одежды, кто они, откуда пришли?.. Они пришли от великой скорби». «Белые одежды» — это библейский образ, с помощью которого автор хочет выделить тех, кто остается чис­тым и среди всеобщего греха. В этих «Белых одеждах» предста­нут, согласно Иоанну Богослову, праведники в Судный день Гос­пода. В судный день истории, который уже пришел, предстают перед нами в «белых одеждах» те, кого не испугали репрессии и моральный террор, кто остался верен своим идеалам.

Целую галерею прекрасных людей, настоящих ученых рисует в романе Дудинцев. Это и Федор Дежкин, и Лена Блаж­ко, и Стригалев, прозванный Троллейбусом (он, подобно Зуб­ру, не сворачивал со своей дороги!), и другие. Ради того, что­бы сохранить сорт картофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лагеря. Им помогают другие честные люди: полковник Свешников, ученый — датчанин, молодые люди, то «кубло», о котором с такой ненавистью говорит ака­демик Рядно (литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не останавливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, возвеличить себя. Но несмотря на то, что за Рядно вся мощь государства, что героям романа не удается избежать тюрьмы, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет к достойным «белых одежд», можно назвать геро­ями своего времени. Ибо они делали свое дело вопреки всему. И потому уже они победители!

Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жиз­ни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, ненормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, загубленных жизней и понапрасну отданных сил не понадо­билось бы, если бы не было преследований, репрессий, запре­тов, этой злополучной сессии ВАСХНИЛ и т. п. И в Чернобы­ле, и в железнодорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потребовались бы герои и их смерти, если бы кто- то не создал ненормальных, нечеловеческих условий!

Да, в жизни всегда есть место подвигу! Но хочется верить, что новое время родит новых героев, которым не столько нужно будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько созидать и творить добро.