ГЕРОИНЯ ПЬЕСЫ. Чем привлекательна драматургия А. Н. Островского? Его пьесы помогают разобраться в «вечных» вопросах жизни. Это и любовь, и свобода, и смысл человеческого существования, и счастье. Необычайно интересны и привлекательны женс­кие образы, женщины с «горячим сердцем». Проследим, как складывается судьба Ларисы Огудаловой — героини пьесы «Бесприданница».

В царстве барыша и эгоистического расчета стремление к счастью и любви духовно целостной, искренней, доверчивой Ларисы обречено. Трагизм ее положения обусловлен не несча­стной любовью к Паратову, хотя сюжет драмы и основные события определяются историей этой любви. Уже в первых сценах намечен конфликт Ларисы со средой, в которой она живет. Искренняя, непосредственная и гордая Лариса глубо­ко страдает в доме матери, которая считает, что «без хитрости на свете не проживешь», и поучает дочь: «И притворяйся, и лги». В ее доме собираются и шулеры, выдающие себя за иност­ранцев, и проворовавшиеся кассиры, все, у кого можно прав­дами и неправдами выудить деньги. Лариса пытается протесто­вать против такой жизни. «Мало, что ли я страдала? — говорит она матери. — Нет, не могу; тяжело; невыносимо тяжело». Однако ее жалоба не трогает Хариту Игнатьевну.

Лариса мечтает вырваться из этого окружения. Ее любовь к Паратову была выражением страстного стремления найти в жизни свой идеал. Барское презрение к мелочности и стяжательству, мотовство разорившегося аристократа показались ей проявле­нием свободы от цепей наживы и расчета, которыми скованы все окружающие. Однако Паратов оказывается таким же эгоис­тичным, расчетливым и жестоким, как и другие. Промотавшись, он оставляет Ларису, чтобы выгодно жениться. «Хочу продать свою волюшку… Полмиллиона… Дешевле… нельзя, — расчету нет себе дороже», — цинично говорит он о своем решении.

Оскорбленная внезапным отъездом Паратова, она, потеряв надежду на счастье, готова выйти замуж за Карандышева, лишь бы только уехать из ненавистного ей города. Она стара­ется не замечать проявления мелкого тщеславия и уязвленно­го самолюбия, озлобленность Карандышева и мечтает «выр­ваться», «отдохнуть душой»! «…Пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испыта­ла, тихий уголок покажется раем».

Возвращение Паратова снова воскресило надежды, она бро­сает все и идет навстречу гибели. И снова была жестоко обма­нута. Поняв трагизм положения Ларисы, Кнуров и Вожева­тов решают, кто из них возьмет ее на содержание. Вся сцена выдержана в духе купеческого торга: они говорят об отступ­ном, о честном купеческом слове и заключают сделку с помо­щью жребия. Это наносит последней удар глубоко оскорблен­ной женщине. «Вещь… да, вещь! — В отчаянии говорит она. — Они правы, я вещь, а не человек».

Ее слова о загубленной жизни полны подлинного драма­тизма: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался загля­нуть ко мне в душу, ни от кого не видела я сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Смерть она воспринима­ет как избавление от мук.

Лариса Огудалова принадлежит к тем героиням Островско­го, которые, обладая «горячим сердцем», гордостью, стремле­нием к свободе и независимости, не способны к компромиссу. Они могут или победить в столкновении с окружающей дей­ствительностью, или погибнуть.