Герои и сюжеты сатирических сказок. Выдающимся достижением последнего десятиле­тия творческой деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая тридцать два произведения.

Это одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика. За небольшим исклю­чением, сказки создавались в течение четырех лет (1883—1886), на завершающем этапе творческого пути писателя. Сказка органически близка художес­твенному методу сатирика.

В идейном содержании сказок Салтыкова-Щедри­на можно выделить три основные темы: сатира на правительственные верхи самодержавия и на эк­сплуататорские классы, изображение жизни народ­ных масс в царской России и обличение поведения и психологии обывательски настроенной интелли­генции И.

В «Сказках» традиционно заложено поучение чи­тателю. Действующие лица — животные, но они уди­вительно похожи на людей! Рыбы читают газеты и журналы, птицы служат в учреждениях, платят на­логи и учатся в кадетских корпусах. Все это только подтверждает своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щед­рина. С мельчайшими подробностями писатель изо­бражает жизнь животных, давая нам понять, что пе­редает насущные проблемы России 80-х гг. XIX в. Голос автора звучит очень четко, и легко проследить, как писатель относится к изображаемому.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух ге­нералов прокормил» писатель изображает двух гене­ралов, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили».

Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездель­ники так и умерли бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Насы­тившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. «Вишь, как хорошо генералом быть», — гово­рит один из них.

В этой сказке Салтыков-Щедрин изобличает па­разитизм, полную неспособность ко всему людей, которые давно отвыкли от труда. Но сатира писате­ля направлена здесь не только против генералов-эк- сплуататоров, но и против мужика, который покор­но несет свой крест.

Писатель восхищается умелым мужиком, который «суп в пригоршнях варит, силки плетет…», но и ве­ревку, которой его связывают генералы, он тоже из­готовил.

Кормя генералов яблоками, мужик выбирает для них спелые да румяные, а себе кислые да гнилые. По­чему, откуда такая приниженность и покорность судьбе?

Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не под­нимающихся на социальный протест, довольствую­щихся малым.

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя.

Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в даль­нем воеводстве. Первый и второй воеводы занима­лись разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужи­ки осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным пу­тем, за что мужики много лет присылали ему то коро­ву, то лошадь, то свинью, но в конце концов лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой.

В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей. Салтыков-Щед­рин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситу­ация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть. «Добрый» волк отпускает зайца до­мой, проведать невесту, но с обязательным условием вернуться. И заяц возвращается, покорно ждет свое­го часа.

В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щед­рин в аллегоричной форме высмеивает трусливого интеллигента, боящегося любых перемен, происхо- длщих н жизни. Он старается прожить так, «чтобы никто не заметил».