План
1. Основные жанры искусства Фландрии XVII в.
2. П. П. Рубенс — главная фигура фламандского искусства XVII в.
3. Барокко в творчестве Рубенса.
4. Античные мотивы в творчестве Рубенса.
5. Елена Фоурмен — муза художника.
6. Ван Дейк — ученик Рубенса.
7. Ван Дейк — портретист.
8. Якоб Йордане — ученик и последователь Рубенса.
9. Франс Снейдерс — мастер натюрморта.

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII в. В XVII в. искусство Нидерландов разделилось на две школы — фламандскую и голландскую, в связи с разделением страны в результате революции на две части: на Голландию, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании — Фландрию (современная Бельгия). Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образы для богатых католических церквей — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии XVII в.
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауэл Рубенс (1577-1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.
Родившийся в Германии, где недолго жили его родители, Рубенс получил образование на родине, в Антверпене: в иезуитской школе он изучал латынь и современные европейские языки, также познакомился с античной историей. Позже обучался живописи — сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии Св. Луки, и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. Однако в 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию, прежде всего в Венецию, на встречу с Тицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучает Микеланджело. Он пробыл в Италии до 1608 г., с 1601 г. являясь придворным художником герцога Гонзага в Мантуе. Эти годы были периодом формирования его искусства. Из современных художников на Рубенса наибольшее влияние имел в этот период Караваджо. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил Античность.
В 1608 г. Рубенс возвратился на родину, женился на девушке из богатого бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор ему неизменно сопутствовала творческая удача. 20-е и 30-е гг. — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610-1611) и «Снятие со креста» (1611-1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись которая должна выражать настроение большого числа людей, какие-то очень важные идеи, им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера).
Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудительностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике творения одного из столпов итальянского барокко, Джованни Бернини — скульптуры «Экстаз святой Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой голубоглазой брабанткой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом.
Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное на-правление. Так, в обоих антверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Это динамическое направление создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующих сложную пространственную среду. Все композиции Рубенса пронизаны движением, это поистине мир, где нет покоя.
Рубенс понимал и любил Античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф… Вакханалии, в которых можно показать сладость опьянения, охота на львов, с их энергией, стремительностью и безудержной силой, — все, что дает повод выразить радость бытия, пропеть гимн жизни, особенно привлекает художника. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия. Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда». Андромеда, превратившаяся в белокурую, пышущую здоровьем фламандку, полный мощи Персей, освободивший красавицу из плена дракона, крылатый его конь Пегас, амуры, венчающая героя слава — все овеяно поэзией и полно чувством ликования. Этому особенно способствует колорит картины, торжественное звучание синего, красного, желтого. Трепетный, вибрирующий мазок передает в тончайшей нюансировке розовых и перламутровых тонов всю красоту тела Андромеды. Переходы света и тени незаметны, четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха. Рубенс пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта. Правда, для 20-х гг. характерны в целом яркость колорита и многоцветность. Позже Рубенс будет тяготеть к более монохромной живописи.
Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии, туда стекается цвет художественной и ученой интеллигенции Европы, внимания художника ищут самые привилегированные лица. Атмосферу семейной жизни Рубенс прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт» (1609-1610),
изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных, даже торжественных костюмах, лишенными всякой позы и нарочитости, излучающими молодое счастье.
В 1623-1625 гг. Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины от французской королевы Марии Медичи, вдовы Генриха IV. для украшения Люксембургского дворца. Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательное творение монументально-декоративного искусства. Сцены из жизни Марии Медичи нельзя назвать историческими картинами, в них лица исторические соседствуют с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями. Но что бы он не изображал, все имеет характер убедительной правды, реальности и верности изображаемого мифа при всей безудержности художественной фантазии.
В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Кончается определенный период его жизни. Тяготясь одиночеством, художник принимает поручение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире с этими странами). Встреченный с почетом английским и испанским королями как художник мировой известности, он приобретает новые связи, покровительство царственных особ, его возводят в дворянское и рыцарское достоинство. В Испании Рубенс изучает богато пред-ставленные там полотна Тициана, знакомится с молодым Веласкесом.
В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и вскоре вступает в брак с молоденькой дальней родственницей по первой жене Еленой Фоурмен. Она стала музой художника в последний период его творчества Елена Фоурмен — живое воплощение идеала художника, как бы сошедшее с его полотен изображение. Он пишет ее вместе с собой на прогулке, в саду, демонстрирующим ей свои владения, он изображает ее с детьми. Пишет ее одетой и обнаженной. В венском портрете («Шубка», 1638) Елена Фоурмен предстает стоящей на красном ковре, с накинутой на плечи шубкой. Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, на контрасте густого коричневого меха с бархатистостью кожи, с влажностью блестящих глаз. Тело женщины написано с потрясающей реалистической силой, кажется, что ощущаешь, как в жилах пульсирует кровь. Это очень личное, интимное изображение Но, как во всяком большом произведении, в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину как символ жизни.
В 1630-е гг. Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, покупает поместье со старинным замком Стэн, поэтому часто этот период жизни Рубенса называют «стэновским». В это последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем. Но исполняет немало произведений и по заказу. Он пишет портреты, и хотя этот жанр не самый главный в его творчестве, тем не менее, он четко укладывается в рамки стиля. Это парадный барочный (в стиле барокко) портрет, в котором величие передается и позой модели, и костюмом, и всякими аксессуарами обстановки. В после¬днем автопортрете (1638-1639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уже немолодого человека написаны на этом лице.
Неменее тонок на характеристике и изыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины, известный как портрет камеристки( около 1625 г.)
Рубенс обращается к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья. Спокойное приволье или, наоборот, разбушевавшаяся стихия переданы Рубенсом с одинаковым чувством реализма и неизменного жизненого учрерждения. В ощущении подлинно народного духа Рубенс выступает наследником великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого.
В последнее десятилетие живописное мастерство Рубенса отличается виртуозностью и предельной широтой. Колорит становится более монохромным, более обобщенным, утрачивается прежняя многоцветность («Вирсавия», 1635; «Следствия войны», 1638).
Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил У него было много учеников, огромная мастерская, в которой многие работы по эскизам художника были завершены его учениками. Ван Дейк. Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный были в их числе. Но дело не в количестве учеников. Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства, особенно XIX в.
Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонис Ван Дейк (1599-1641). Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. Именно таким изящным баловнем судьбы видим мы его на автопортрете: усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца, в натуре подчеркнуты черты женственности. Тщательно выписаны красивые холеные руки, аристократически изображен костюм, романтически развились кудри. Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то св. Себастьяном, и во всех его религиозных композициях сквозит настроение грустно-элегическое. Портретируя антверпенских богатых бюргеров, сам вы-шедший из этой среды, Ван Дейк всячески старается аристократизировать модели, сообщая им нервную экспрессию и утонченность форм.
В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом («Сусанна и старцы». 1618-1620: «Св. Иероним», 1620; «Мадонна с куропатками», начало 30-х гг.)
Но главным жанром Ван Дейка становится портрет в первый антверпенский период (конец 10-х — начало 20-х гг.), как называется это время его творчества, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по художеству, пишет и строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому. Снискав любовь местной генуэзской знати, Ван Дейк получает множество заказов и создает парадный, репрезатативный портрет, в котором прежде всего выражена сословная принадлежноть модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величестенной, монументальной, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают это впечатление. Портреты Ван Дейка декоративны всем своим строем пластическим и линейным ритмом, игрой светотени, чему он учился у Караваджо, и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паоло Адорно).
В 1627 г. Ван Дейк возвращается в Антверпен и, так как Рубенс и этот период уезжает в Испанию и Англию, становится на некоторое время главной художественной фигурой в родном городе. Успех его как модного живописца огромен. Политические деятели, прелаты церкви, аристократы и богатые бюргеры, местные красавицы, собратья-художники предстают в длинной галерее, которую составили работы Ван Дейка этих лет.
По возвращении на родину Рубенса, не желая конкурировать с великим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632). Английская национальная шкала живописи еще только складывалась, и Ван Дейк был встречен с радостью и сразу буквально засыпан заками. Карл I жалует ему звание первого живописца короля, возводит его в рыцарское достоинство. Ван Дейк «отплачивает» за все созданием галереи парадных портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в красочной одежде, явно приукрашенными. Но тонко уловленные в каждом отдельном случае индивидуальные особенности модели, присущее Ван Дейку чувство меры и, конечно, блестящее мастерство художника — все это вместе спасает его от грубой лести.
Для Англии Ван Дейк является основателем большой школы портретного искусства, достигшей исключительного расцвета в XVII в Но и для школ континента Ван Дейк как мастер парадного портрета имел огромное значение.
Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Йордане (1593- 1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить и свои индивидуальные черты. Как и Ван Дейк, он происходил из бюргерской среды За какие бы темы он ни брался — мифологические, христианские, аллегорические, — он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр — бытовой. Это национальный «Праздник бобового короля» — семейные пирушки, много раз повторенные Йордансом: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. В другом распространенном сюжете «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему басни Эзопа) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Искусство Йорданса самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Караваджо («Поклонение волхвов»). Позднее он меньше увлекается эффектами светотеневых контрастов. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Живопись Йорданса сочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие декоративной возможности художника Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Йорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью.
Особым жанром во фламандском искусстве XVII в был натюрморт, знаменитым мастером которого стал Франс Снейдерс (1579-1657). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, убитая дичь. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размеру, в отличие от голландского.
Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии исключительно одаренным художником Адрианом Броувером (1606-1638). Много лет про-живший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои — крестьяне или городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Сюжеты иногда драматичны, выразительны, ирония переплетается с горечью. Письмо Броувера виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений. Лаконизм языка, умение минимальными средствами выразить главное, мудрое самоограничение в полной мере проявляются в рисунках Броувера, в своей лапидарности очень близких современному искусству. В творчестве последователя Броувера — Давида Тенирса Младшего (1610-1690) крестьянская тема трактуется как сельские празднества. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с танцами, трапезами, мирными беседами.
Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи уже нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.