Философские раздумья в поэзии М. Ю. Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подви­гу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаи­мопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личнос­тью и окружающей средой.

Особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Нужно отметить, что это стихотворение Лер­монтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал все- виденье пророка…»

Есть в этих двух произведениях преемственность: от социального оп- тимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лиричес­кого героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс созда­ния Творцом пророка, то Лермонтов показал уже результат деятельнос­ти пророка.

Оттого-то жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает героя насмешками «само­любивой» пошлости, презрением.

К тому же различие трактовки образа пророка у Пушкина и Лермон­това заметно в описании их облика. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же придает герою челове­ческие черты, отмечая даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья. Он пробирается через город, слыша за спиной оскорбитель­ные возгласы:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Трагический элемент у Лермонтова усилен. У Лермонтова поэт всегда противостоит обществу. Если стихотворение Пушкина прони­зано оптимизмом, верой в свободу и общество, то у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.

Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта» и «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и др. Стихотворение «Смерть поэта» не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смер­ти Пушкина, поэт клеймит тех, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» стали причиной смерти поэта.

Нужно отметить, что при всем этом Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. В стихотворении — «Поэт» тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-дру­гому. Здесь Лермонтов применяет художественный прием параллелиз­ма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой час­ти Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а те­перь золоченой ненужной игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа прези­рает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнаде­живающий, призывной.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не выррешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья!

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ про­рока, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.

Чувство острого одиночества, которое Лермонтов испытывал на протяжении всей жизни, не могло не отразиться на его творчестве. Из­бранность поэта, постоянное пребывание «между двух жизней», в этом страшном промежутке — увы, это удел поэта. Тема поэта и поэзии, на­значения поэта стала одной из значительных в русской литературе. Про­должателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахма­тову, Пастернака и других поэтов современности.