«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров и поэтических картин. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над романом более восьми лет.

За широту изображения русской жизни, за глубину типических об­разов и богатство мыслей В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изу­чать жизнь России начала XIX века.

Хотя это было время подъема национального самосознания, нача­ла организованного революционного движения, абсолютное большин­ство дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мяту­щейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно увидеть в романе эти явления (я не говорю о 10 главе).

Поэт дал нам яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского дворянства. Вот отец Онегина, кото­рый «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Оне­гин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил». Дни его проходят весело, «три дома на вечер зовут». Он легко вписывается в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, праздники и прочее — вот основное времяпровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера».

Московское дворянство тяжеловеснее.

Хотя и здесь:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс…

Неудивительно, что Татьяне «душно здесь». Московские знакомые Нориных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами они, одна­ко, по меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Автор перечисляет их «неизменные» качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, да ещес “прикрасой легкой клеветы”. Правда, «они клевещут даже скучно».

Несколько строф — и навеки запечатлена эпоха.

Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога жизнь помещиков, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством. Важно, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян. Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и Татьяна.

Но все- таки какая поразительная убогость! Через призму взгляда образованного  человека, Онегина, мы видим сельских прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который “лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и  и мух давил” .Вот помещики, которые только и говорят о хозяйствее, псарне, вине и своей родне.

Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, подра­жание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень — вот характерные черты многих из них. Их образование имеет только види­мость. Так, мать Татьяны умела «русский Н, как N французский» про­износить, знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а по­тому, что «московская кузина твердила часто ей о них».

Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают. В них много жестокости, причем часто необоснованной. Это то, что поэт назвал «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь». Все они боятся нового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил…

Соседи-помещики увидели в этом «страшный вред», а его ослави­ли, как «опаснейшего чудака». С другой стороны, в этих людях есть то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.

И столичное, и поместное дворянство показано в остросатиричес­ком плане. При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.

Пушкин открыто смеется и иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоми­нает свои забавы. Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее.

«Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей», — го­ворит он. Но в первую очередь — дельным! Несомненно, в романе «Ев­гений Онегин», как и в других произведениях поэт является продолжа­телем сатиры Фонвизина и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой похожи: они отражали то, что было характерно для тогдашней России.

Традиции, заложенные Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным ста­ли основой для расцвета русской литературы. Белинский говорил, что «без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени» так же, как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изоб­ражение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».