ЭКОЛОГИЯ И ЧЕЛОВЕК. «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»,— так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши дедушки и бабушки, окружала людей совсем другая, нежели та, среди которой мы живем сейчас.

Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину.
А совсем недавно мы вдруг поняли, что всего этого — чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше. Безумный двадцатый век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная — охрана окружающей среды.
Отдельным людям, занятым своей работой, трудно было заметить как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает: ученые, писатели, работники заповедников, многие другие,— обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы люди наконец задумались и забеспокоились.
О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью Б. Васильев. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» —произведение о современной жизни, главная тема которого — извечный конфликт между силами добра и зла. И отношение к природе становится пробным камнем для героев. Природа здесь не фон, а словно действующее лицо, полноправно участвующее в развитии сюжета.
Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других — жадных, жестоких, бездушных, оторванных от своей корней. Вот Егор Полушкин. Правдоискатель и поэт, неудачник и бедо¬лага, он теснейшими узами связан с родной землей. Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мир через красоту и гармонию природы. Он очень цельная натура. С болью видит Полушкин неблагополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечая на каждом шагу, как, отрываясь от родной природы, человек превращается из ее сына в ее врага. Егор знает, что надо делать. Но не только знает, но и делает, оберегая природу, приближая ее к людям. Но, как и лермонтовский герой, он становится предметом насмешек. Помните:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Иное дело Федор Бурьянов, для которого природа не су¬ществует сама по себе. Он лишь хочет взять у нее все что можно, с непременной выгодой для себя, а что останется дру¬гим людям, нашим потомкам,— ему безразлично.
Нас так много стало на земле, и столько на ней построено городов, заводов и фабрик, столько земли распахано, что человек вольно и невольно стал теснить природу, все больше и больше нарушая ее законы. Сейчас уже люди стали сильнее природы: перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может. Об этом — в книгах замечательного писателя Валентина Распутина. «Прощание с Матерой», другие его произведения о том, что природа, земля и человек и их взаимоотношения — проблема необычная, глубоко нравственная, затрагивающая само существование людей как людей.
Природа была и должна остаться учителем человека и его нянь¬кой, его матерью, а не наоборот,— как возомнили люди.
Ничто не может заменить нам природы, такой разной, такой живой, а, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно станет плохо и нам. Эта мысль присутствует в повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим, Черное Ухо». Автор считает, что человек может лишь тогда называться человеком, когда в основе его нравственности лежит подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста, скромна, ибо неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказывает это, показывая во время поисков Бимом хозяина самых разных людей. Автор противопоставляет честных и благородных — тем, кто живет по законам паразитизма. И снова мерилом высоты человеческого духа становится отношение к природе.
История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших», во спасение человеческой души, во имя человечности. Такие книги учат нас видеть и понимать природу, ценить ее красоту, любить. Ведь человек по-настоящему бережет и защищает только то, что любит.
Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса, от далеких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле,— к позывным птиц и зверей. Вслушайтесь в голоса живого!