ДВЕ ПРАВДЫ. Пьеса Горького «На дне» — сложное, противоречивое произ­ведение, В своей работе писатель дает два совершенно различ­ных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Вопросы, поставленные драматургом, остаются открытыми и на сегодняшний день.

Две правды, две точки зрения на человеческую судьбу выра­жают два главных героя пьесы: босяк, обитатель ночлежки Са­тин и странник Лука — неизвестно откуда пришедший и неиз­вестно Куда держащий путь. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.

Лука мягок и в речи и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходя­щие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой лечат от алкого­лизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука нахо­дит другие слова, ей он доказывает, .что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдох­нуть и быть счастливым можно только после смерти.

Лука — не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, Не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким об­разом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин — прежде всего борец, борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая не­справедливость и годы страшной нужны не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным су­ществованием героя. Сатин не алкоголик, но любит выпить; не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатле­ние, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ноч­лежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера.

Какова же правда Сатина? Никакой позитивной програм­мы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин ре­шительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религи­ей рабов и хозяев».

Таким образом, в драме существует две правды: правда Луки, с ее безразличной и безличной добротой, христианским смирени­ем, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций рассудила история. История показала, что мир переделывается только сильными сред­ствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жест­кие методы, формула «цель оправдывает средства» служат лишь для оправдания и обеливания неизбежных крови и смерти.