ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ. Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хоро­шая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от’тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна, Иногда человеку кажет­ся, что он уже нашел ответ, а оказывается» что это — мираж. Тяжело бремя того» кто решил всю жизнь посвятить поискам истины. Ее лицо не зря скрывается. Оно всегда неприятно тем, кто живет лишь для того» чтобы наслаждаться. Осмелив­шихся заявить: «Я пришел в мир, чтобы засвидетельствовать истину», — распинают на кресте. И опять…

«Для чего жить и что такое я?». Непостижимый вопрос. И если кто-то находит ответ на него, то этот ответ часто очень жесток. Не оттого ли мы мучимся и бьемся над решением этого вопроса уже много тысяч лет, что это и есть смысл жиз­ни? Кто знает… Сможем ли мы явить миру пророка, провозг­лашающего истину? Но это в будущем» а пока…

Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» не пророки и не мессии. Они просто люди, сомневающиеся и страдающие. Но они всю жизнь искали истину. И за это их нельзя не уважать.

Андрей Болконский выбрал сложный и трудный путь. Ему тесно в бессмысленном и узком пространстве света, ограничи­вающем и отягощающем его. В своем стремлении он не видит, что наносит непоправимые обиды людям, любящим его. Он эгоистичен и скуп на ответную любовь. У него есть своя идея, свой идеал, свой Тулон. Он видит своего кумира — Наполео­на — в ореоле героя. В Аустерлидком сражении он проверяет себя — не идею. И оказывается, что идея, которой он решил посвятить жизнь, весьма низкой пробы.

Падение. Князь Андрей растерян, подавлен. Ведь и он от­части виноват в смерти своей жены.

И все «ради себя, ради собственного удовольствия»? Нет! Князь Андрей стал «умнее»… Он проповедует идеи «разумно­го эгоизма», он живет не столько ради себя, сколько для об­щественного блага.

Снова взлет. Болконский все силы отдает своей работе со Сперанским. Но прекраснодушные идеи терпят крах. Поднять­ся над разочарованием и неверием помогает князю Наташа Ростова. Для нее он стремится быть лучше, все самое пре­красное в своей душе посвящает ей.

Но Наташа изменила Болконскому. И — новое падение. Князь Андрей испытывает глубочайшее горе и ненависть. Он опускается до желания мстить своим врагам.

Наступает тысяча восемьсот двенадцатый год. Новый — и последний — взлет души князя Андрея. Все силы он отдает служению Отечеству.

Смертельно раненный» князь Андрей ощущает в своей душе «силы необъятные». И эти силы •—- во всепрощающей, «бо­жеской» любви к врагам, к друзьям, к Наташе. Это — после­дние мысли Болконского. Это — та истина, которую он искал всю жизнь и за которую жизнью же и заплатит. Он не хочет сжить во лжи», он «слишком хорош для этой жизни».

Последнее падение князя Андрея — смерть. Он мог бы выжить, но он не хотел этого. Он не хотел жизни любой це­ной. Он засвидетельствовал открывшуюся ему истину своей смертью. Прав ли он? Трудно сказать. Существует другой путь.

Но все пути к истине — индивидуальны, к ней нельзя по­дойти проторенной дорожкой.

Другой путь у Пьера Безухова. Он не менее сложен, чем у Болконского, но не так безысходен. Если поиски князя Андрея приводят к выводу о жертвенности ищущего истину, то Пьер от­дает все сам, он не испытывает желания принести жертву. Ему чужды красивые жесты, он просто отдает все: богатство, деньги, сердце. Он легко поддается внешнему очарованию, потому что душа его необъятна. Он силен, потому что может разобраться, где правда, а где ложь. Он не думает о себе, и как-то само собой выходит, что это не причиняет ему никаких неприятностей.

«Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу… для других, только теперь понял счастье своей жизни». Так он скажет позже. Но этому радостному выводу о счастье жизни предшествуют годы ученичества, годы поисков и ошибок. Он не испытывает в жизни взлетов, подобных взле­там князя Андрея. Его линия ровна, но невероятно изломана из стороны в сторону.

От полного отрицания Бога (Пьер воспитан на идеях фран цузских просветителей) до массонства у него один шаг. Пьер почти счастлив.

Вот оно, истинное! Но проходит время, и он видит, что все, проповедующие бедность и праведность, живут во лжи.

Разочарование длится недолго. Ему решительно везет на хороших людей. Во французском плену он познакомился с Платоном Каратаевым, и этот человек дает ему совершенно новое понимание мира, и его, Пьера, роли в нем. Ответ на вопрос: «Для чего жить и что такое я?», — найден. Он просто развивает и углубляет его.

После окончания войны Пьер женится на Наташе Росто­вой, и она дарит ему тихое семейное счастье. Идиллия… Чего еще может желать человек? Но Пьер не успокаивается.

«Он хочет… уверить, что обязанность есякого честного че­ловека состоит в том, чтобы идти против правительства. Они… создали в Петербурге… тайное общество», — говорит Нико­лай Ростов. Дальнейшая судьба Пьера неизвестна. Но он на­шел цель жизни — и это главное.

Поиск истины у героев Толстого своеобразен, Его диктова­ло время, обстоятельства, окружающие люди. Но он не менее важен для нас, чем сама истина. Да, герои Толстого не проро­ки и не мессии. Да, они так же мучаются и страдают, как мы. И оттого они близки и понятны. Ведь мы, живущие в конце двадцатого века, все еще в поисках истины