Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? На мой взгляд, из всех ранних произведений Мак­сима Горького рассказ «Старуха Изергиль» самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди.На их примере писатель рас­суждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествова­ние о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя ле­гендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни. В чем же он заключается? В индиви­дуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стре­миться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем дол­гом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, от­равленный поцелуями».

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потуши­ли блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходи­лось жертвовать собой ради возлюбленных, прояв­лять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязаннос­тей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеаль­ные люди действительно встречаются только в сказ­ках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индиви­дуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считать­ся с общечеловеческими законами. Кто-то может воз­разить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть «сохранить себя це­лым». Однако того, кто изберет этот путь, ждет тра­гический и печальный удел — одиночество. Действи­тельно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью». Другими сло­вами, нельзя только потреблять, ничего не давая вза­мен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не ис­пытывал недостатка: «похищал скот, девушек — все, что хотел», и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?» По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счастливым и достойно пройти жизнен­ный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Дан­ко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький во­плотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реаль­ной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтичес­кий мир легенды: «Ив степной дали, теперь уже чер­ной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огонь­ки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень стран­ные голубые языки огня, намекавшие на что-то ска­зочное». Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

Энергия и сила Данко противопоставляется безво­лию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздра­женные своим бессилием, теряют человеческий об­лик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей сто­яло вокруг него, но не было на лицах их благород­ства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодо­вание, потому что жалость и любовь к людям оказа­лись в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и вы­соко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, осве­щенный этим факелом великой любви к людям». Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, «бо­ясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горь­кому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.

Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли бу­дет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется «осторожному человеку», наступив­шему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и материальный?

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насиль­но, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помо­гать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка из­менится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.