БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ «ВИШНЕВЫЙ САД». «Вишневый сад» (1904 г.) — предсмертное гениальное со­здание Чехова — представляет собой смелое сочетание коме­дии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и ли­рическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейше­го, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, челове­чество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования.

Ушел в прошлое XIX век. Прощание новой, молодой, зав­трашней России с прошлым, отживающим, «обреченным на скорый конец», устремление к завтрашнему дню родины —- в этом и’заключается содержание «Вишневого сада». Настоль­ко назрел конец старой жизни, что она представляется уже нелепой, «призрачной», нереальной. Вот настроение пьесы.

Призрачны и отжившие типы этой уходящей жизни. Та­ковы главные герои — Раневская и ее брат Гаев, хозяева име­ния, «прекраснее которого нет ничего на свете». Своим легко­мыслием хозяева довели имение до жалкого состояния. Имение с торгов покупает друг семьи, разбогатевший крестьянский сын, купец Лопахин. Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской и Гаева не происхо­дит. Раневская возвращается в Париж, к своей старой «люб­ви» , к которой она и без того вернулась бы; Гаев также при­миряется с происшедшим. «Ужасная драма» и не оказывается драмой по той простой причине, что эти люди не очень спо­собны к серьезным, глубоким чувствам, — таков один из ко­медийных мотивов пьесы.

Образ вишневого сада играет большую, многостороннюю роль. Он, прежде всего, символизирует старую жизнь. А за­конная наследница, юная Аня, дочь Раневской, весело, по- молодому звонко прощается со всей этой устаревшей, поте­рявшей живое содержание, мертвой красотой. Ей помогает в е^ духовном развитии, в определении отношения к прошло­му, настоящему и будущему родины студент Петя Трофимов.

«Подумайте, Аня, — говорит он жадно слушающей его де­вушке, — ваш дед, прадед и все ваши предки были крепост­ники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой виш­ни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…»

Конец прошлому! В этом пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего.

«Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его.,. Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Это чеховский мотив близости счастья, Но неужели делед Лопахин несет его с собой. Какая же красота может связывать­ся с Лопахиным? Вот он вырубит чудный сад и напустит дач­ников, Пошлая проза жизни ворвется сюда вместе с ним, про­за, разрушающая красоту, подрубающая ее под корень. Лопахин — это «хищный зверь, который съедает все, что по­падается ему на пути». Так «съедает» он и красоту вишневого сада. Лопахин нужен для «обмена веществ», как говорит Петя Трофимов, для выполнения роли помочь разрушению, «пожи­ранию» того, что уже отжило. Нет, будущее не с Лопахиным!

«Вишневый сад» — это пьеса о прошлом, настоящем и бу­дущем родины. Будущее встает церед нами в образе небывало прекрасного сада. Придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, искупят все ее прошлое и превратят всю родину в волшебный сад, И Аня будет вместе с этими людьми.